Статьи

Музыкальное воспитание дошкольника



В современное время искусство и музыка занимают далеко не первое место в жизни ребенка. Родители чаще выбирают для своего чада занятия спортом, иностранным языком или программирование. Для них важно, чтобы их ребенок в дальнейшем имел возможность получить профессию, которая сможет его обеспечить, в первую очередь, материально.

А как насчет музыкального образования?


С детства ребенка окружают различные звуки и музыка: из телефонов, телевизора, радио. Он наполняется этой музыкой иногда даже независимо от его воли и желаний. Именно в детстве закладывается основа музыкальных пристрастий, его представлений и вкусов.

Дошкольный возраст (3-7 лет) - ценное время, когда можно заложить в формирование человека все самое важное и необходимое, чтобы быть счастливым и успешным во взрослом возрасте. Это время очень легко упустить, но к сожалению, практически невозможно восполнить в дальнейшем.

Если малыш растет в музыкальной семье, то, скорее всего, его жизнь проходит под звучание самых разных мелодий. В этом случае родители становятся настоящими проводниками в прекрасный мир музыки. И в дальнейшем ребенок с легкостью сможет определиться со своими музыкальными предпочтениями времени.

А если не придавать музыкальному воспитанию ребенка особого значения и внимания, то можно упустить некоторые важные моменты. Об этом подробнее в этой статье.

Что такое музыкальное воспитание и какова его роль в формировании личности дошкольника?


Музыкальное воспитание - это формирование и развитие музыкальной культуры личности. Благодаря его положительному воздействию, личность гармонично развивается, у нее формируется эстетический вкус, любовь к прекрасному и чуткость к жизни.

Цель музыкального воспитания - развить эмоциональные и музыкальные способности ребенка.

В развитии ребенка музыка отвечает за
  • формирование эмоциональной сферы;
  • воспитание чуткости к прекрасному;
  • развитие мышления и интеллекта;
  • общее духовное развитие.

Перечислим основные и наиболее важные задачи музыкального воспитания:
  • знакомство ребенка с миром музыки: музыкальными понятиями, навыками, выразительности исполнения,
  • развитие у дошкольников музыкальной культуры и знакомство с различными музыкальными произведениями
  • развитие восприимчивости, музыкального слуха и чувства ритма
  • воспитание интереса к музыке
  • знакомства детей с миром эмоций, обогащение эмоциональной сферы

Что представляет собой музыкальное образование дошкольников?


Музыкальное образование дошкольников – это «первые шаги» в области музыкального образования, где ребенок знакомится с элементарными знаниями о музыке и музыкальной деятельности.

Впервые в более осознанном возрасте дети знакомятся с музыкой в детском саду. В этот период, 3-7 лет, у них больше развита чувственно-эмоциональная сфера и невероятная способность мыслить образами и фантазировать. Покажите ребенку воображаемое яблоко и он тут же подхватит эту игру, будет додумывать этот образ, как-будто все реально. Педагог в процессе музыкального воспитания дошкольников использует особенности этого возраста. Музыка выступает, как инструмент эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни и своего внутреннего мира. В детском саду не стремятся воспитать профессиональных музыкантов. Педагог ставит перед собой задачу – воспитать у ребенка характер, волю, развить его чувства и эмпатию.

Но почему же тогда по окончанию детского сада, дети не становятся настоящими любителями музыки?

Многие из них не в состоянии различать чувства, не говоря уже про управление своими эмоциями. Да и с волей и эмоциональным интеллектом у многих тоже наблюдаются проблемы.

Авторский взгляд Татьяны Смирновой на методику музыкального воспитания детей дошкольного возраста:


Автор методики развития личности ребенка “Воспитание искусством” Татьяна Смирнова считает, что программа музыкального образования детского сада строится на примитивном материале, тем самым упрощает возможности ребенка. В этом материале нет искусства: детская музыка – это не музыка, детский стихи – это не стихи. Они не могут дать настоящие человеческие чувства, которые могут развивать и научат мыслить.

Поэтому, когда Татьяна Ивановна начала воспитывать своего сына, изучив множество программ и методик раннего развития, она поняла, что возможности детей намного больше. Так она пришла к созданию собственной комплексной программы, авторской методики развития личности ребенка “Воспитание искусством”.

Подробнее о методике развития личности ребенка “Воспитание искусством”.


В своей программе Татьяна Ивановна отказалась от стереотипов, что маленький ребенок глуп и не сможет ничего понять. Своей главной задачей она видела развитие эмоциональной сферы ребенка, т.к без нее невозможно восприятие искусства.

В качестве музыкального и литературного материала для обучения она выбрала классическую музыку, поэзию русских классиков и притчи. Практическим путем она пришла к выводам, что у малышей нет навязанных штампов о сложности классической музыки и, следовательно, нет отвержения. За период обучения дети узнают столько классической музыки, что по объему она превышает объединенную программу музыкальной школы и училища.

Благодаря такому богатому материалу, в ходе занятий дети учатся мыслить, общаться, переживать весь спектр эмоций и принимать осознанные решения.

Главная особенность методики “Воспитание искусством” – занятия проходят в игровой форме, которая раскрепощает ребенка и прививает ему культуру общения, делает его любознательным, открытым, всесторонне развитым, уверенным в себе.

Если вы думаете, что детям просто включают классическую музыку и они ее слушаю, то вы ошибаетесь! Педагог организует на занятии настоящее театральное действие, где главными актерами становятся сами дети. Они погружается в сюжет и проигрывают различные роли сказочных персонажей. Вместе с ними они переживают множество чувств и выражают эти чувства танцем и пантомимой. Дети импровизируют на ходу, вслушиваясь в музыку. Это превращается в настоящую игру и чистое творчество. Импровизируя и фантазируя на заданную тему, дети развивают свои творческие способности, музыкальный слух и активную позицию. Все эти инструменты позволяют более комплексно решать задачи музыкального образования дошкольника.

В заключение хотели бы сказать, что не стоит отодвигать музыкальное воспитание ребенка на второй план, ведь отсутствие музыкальных впечатлений в детстве сложно восполнить впоследствии. Методика “Воспитание искусством” позволит родителям создать настоящую развивающую среду для гармоничного развития личности ребенка.

Уровень музыкального развития детей зависит и от профессионализма педагога, поэтому ему требуется постоянно самосовершенствоваться, развивать музыкальные интересы, творческие способности, методы и инструменты работы.

Методика “Воспитание искусством” поможет музыкальному педагогу взглянуть по-новому на образовательный процесс дошкольников и внедрить в свою профессиональную деятельность инновационные методы работы.