Статьи

Арт-терапия для детей

Сейчас все больше на слуху такое понятие, как арт-терапия. В последнее время выделяют отдельный блок и для детей.

Это дань моде или действительно полезная техника работы с психологией человека?

Предлагаем в этой статье разобраться с этим понятием и выяснить, какую несет пользу арт терапия для детей. Ведь неслучайно на занятиях “Воспитание искусством” наши преподаватели активно используют упражнения, различные техники и методы арт терапии. Но обо всем по порядку.

Что такое арт-терапия для детей?

Арт-терапия для детей – это не просто модное увлечение, это направление, в котором используются различные виды искусства для выстраивания терапевтических отношений с детьми, их развития и оказания им психологической помощи. Методы арт терапии может использовать на себе каждый человек, этот вид психологического искусства включает разнообразные техники.

Разберем основные цели и задачи арт-терапии:

Цель арт-терапии – помочь ребенку стать гармоничной личностью через развитие способности самовыражения и самопознания. С помощью искусства можно научить ребенка выражать себя, познавать свой внутренний мир, больше узнавать о других и внешнем мире. Через творчество ребенок на бессознательном уровне выражает свои эмоции, чувства, страхи, сомнения, что помогает не только взрослому увидеть проблемы ребенка, но и ребенку их решить самостоятельно. 

О пользе арт терапии для детей дошкольного возраста

Сочетая программу методики развития личности ребенка “Воспитание искусством” и техники арт терапии для детей, преподаватели помогают ребенку преодолеть различные проблемы: стеснение, комплексы, трудности первых шагов, поверить в себя, раскрыть творческий потенциал, выбирая креативные пути решения.

Создавая рисунок, танцуя под музыку, исполняя песни, он учится проявлять свою индивидуальность. Через искусство он познает себя, свое место в мире, тем самым находит сильные стороны личности.

Занятия с элементами арт терапии в творческой мастерской “Воспитание искусством”

На площадке у м. Парк Культуры проводятся занятия с элементами арт терапии в творческой мастерской “Воспитание искусством”. Это самая креативная площадка нашего Центра, т.к в процессе обучения здесь используется больше всего видов арт терапии. Расскажем о некоторых из них:

- изотерапия – использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок. В процессе занятий в творческой мастерской используется несколько различных техник изобразительного искусства. Одно из самых мощных средств самовыражения – рисование. Часто настроение ребенка отражает его рисунок, изображенные не нем линии и выбранный цвет краски. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри.

Рисование с использованием восковых свечей. Для этого, с помощью кусочка свечи, дети наносят контурное изображение, затем сверху широкой кисточкой или губкой наносят краску. Этот прием вдохновляет на создание интереснейших работ.

Рисование с использованием пластилина отвлекает внимание детей на процесс моделирования новой картины, дает возможность выплеснуть агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

Рисование ладошками и пальчиками на листе бумаги приносит не только позитивные эмоции ребенку, но положительно влияет на мелкую моторику. При совмещении этих техник получаются интересные и оригинальные рисунки.

- игротерапия; Игра для ребенка – всегда удовольствие.  Она оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка, общения, коммуникации, повышения самооценки. Играя ребенок творит и импровизирует.

- сказкотерапия; На каждом занятии в творческой мастерской для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. Сказки адаптированы под учебно-воспитательный процесс и под те задачи, которые преподаватель перед собой ставит. Основополагающая из них – развитие представления о мире и о самом себе через сопереживание. Сказки, притчи, стихи – все становится инструментом для решения задач этического, психологического, социального характера.

- библиотерапия – воздействие чтением; Мы работаем со стихами – причем вовсе не детскими: с поэзией Пушкина, Бунина, Тютчева. Главное - осознать красоту слова. Понимая красоту слова, дети сами хотят говорить красиво.

- имаготерапия – работа через образ и театрализацию; поможет ребенку попробовать себя в новой роли, выстроить и «проиграть» определенную модель поведения, оценить результат, лучше разобраться в себе и своих поступках. Благодаря возрастным особенностям дети моментально входят в образ и начинают в нем жить.
– музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки; Наш педагог заранее подбирает подходящую классическую музыку, с помощью которой можно оказать позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. У детей еще нет навязанных штампов о сложности классической музыки и, следовательно, нет отвержения.

кинезитерапия – танцетерапия, воздействие движениями; Эта методика позволяет ребёнку раскрепоститься физически и сбросить груз негативных эмоций. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В танцах у нас нет заранее выученных и отрепетированных движений, дети импровизируют находу и танцуют так, как чувствуют

Какие материалы используются на занятиях с элементами арт терапии?

Работа с различными творческими материалами для арт терапии: краской, цветными карандашами, пластилином помогает ребенку выпустить свои эмоции и прожить их. Они являются частью процесса. Различные материалы по-разному позволяют выразить внутренние ощущения и достичь результат.

Рассмотрим основные материалы для изобразительной деятельности:

Бумага. Форматы разные от А4 и до рулонов для техники в полный рост. Самый популярный формат А3.

Краски. Художественная акварель подходит, когда важно прожить эмоции, снять контроль и напряжение. Рисование по мокрой бумаге дает особенный эффект.

Гуашь прекрасно подходит для смешивания и нанесения в несколько слоев. Она выступает как символ того, что все можно изменить.

Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой.

Чем занятия по арттерапии отличаются от занятий творчеством?
Следует отметить отличия занятий по арт терапии от обычных занятий творчеством:
  • в арт-терапии нет оценки продукта творчества, важен сам процесс,
  • на арт терапевтических занятиях чередуется творческая работа и активный диалог с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованиями процесса и его результатов.
  • Ненавязчивость! Дети должны творить, создавать свое собственное произведение, не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.

Преимущества арт терапии для детей дошкольного возраста в групповом формате

Творческая мастерская “Воспитание искусством” предполагает групповой формат.  Во время занятий ребенок приобретает необходимые социальные навыки, учится общаться со сверстниками, выражать широкий спектр эмоций, создавать творческие союзы, выражать свою точку зрения, слышать и слушать других, быть активными.

О преподавателе

Занятия в творческой мастерской “Воспитание искусством” ведет Ирина Коваленко. Она профессиональный художник, ведущий преподаватель МЦМО, создатель телевизионный уроков для детей по рисованию и соавтор нескольких семинаров по психологии родительства и арт-педагогики.

Каждое занятие в творческой мастерской она превращает в настоящее театральное действо, где главными героями, конечно же, становятся сами дети. Ирина вместе с ними отправляется в сказочное путешествие на встречу увлекательным приключениям.  Дети под классическую музыку, погружается в волшебную атмосферу творчества, создают поделки с использованием различных техник: рисование, лепка, аппликация и др., общаются и рассуждают на важные темы.

Подробнее о том, как проходят занятия с элементами арт-терапии в творческой мастерской “Воспитание искусством” читайте в нашей статье по ссылке.

Побывать в творческой мастерской “Воспитание искусством” со своим ребенком вы можете 26.11.2022 в 16:00 или 03.12.2022 в 16:00
Приглашаем вас по адресу: м Парк Культуры, 2-ой Неопалимовский переулок, д.7
Занятия проходят в детском клубе «Читайка».