Статьи

Как сказка помогает развивать и воспитывать ребёнка

Сказка входит в жизнь ребёнка с раннего детства и сопровождает всю жизнь. Именно с неё у малыша начинается знакомство с окружающим миром. Он впервые узнаёт о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.

Сказки объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, закладывают важные ценности. Они готовит к сложным жизненным ситуациям, подсказывают пути решения непростых житейских задач.

Сказки формируют характер, воспитывают душу. Они развивают воображение и фантазию, мышление и память, расширяют словарный запас. А ещё – помогают ребёнку ощутить любовь, понимание и внимание самых близких для него людей.

Важнейший инструмент развития ребёнка – книги, а любовь к книгам начинается со сказок.

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм в своей книге «Польза и значение волшебной сказки», пишет: «значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем».

Ребенок не любит наставлений, а сказка и не учит. Она предлагает образы, благодаря которым ребёнок незаметно для себя усваивает важную информацию.

Юные слушатели не всегда понимает скрытые смыслы той или иной истории, но их не всегда понимают и взрослые. Но сказки делают детей мудрее, показывая разные грани одного и того же героя.

Так Баба-яга не всегда плохая. Если с ней правильно общаться, она поможет и подскажет.

Даже Кощей Бессмертный – неоднозначный персонаж: конечно, он олицетворяет собой абсолютное зло, но, оказывается, и его можно победить. И, несмотря на безграничную силу, он еще и труслив.

Сказки показывают, что мир разный, что герои (как и люди в жизни) отличаются друг от друга.

Сказки помогают подготовить детей к серьёзным разговорам: о жизни и смерти, о потерях и предательстве, о разочарованиях и надежде, о настоящей любви и бескорыстной дружбе. Рано или поздно ребенок захочет поговорить об этом, и именно прочитанная когда-то книга станет отличным пособием для обсуждения.

Многие взрослые, открывая для себя сказки братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена, пугаются их жестокости и утверждают, что не стоит детям такое читать. Но жизненный опыт маленького ребёнка невелик и не перегружен дополнительными смыслами, потому он не видит в этих историях ничего жестокого или трагичного. Он воспринимает услышанное как фантазию, вымысел – и не более того.

Воспитание через сказку безгранично. Для этой цели прекрасно подходят и народные сказки, и авторские. А еще попробуйте вместе с ребёнком сочинить свою сказку. И тогда воспитательный эффект станет ещё сильнее – он будет направлен на вашего ребёнка, с учётом его характера и той проблемы, которую нужно решить.

Как знакомить ребёнка со сказками?

  1. Сказки лучше эмоционально рассказывать, а не читать. Рассказывая, вы сможете акцентировать внимание на чём-то важном, заметить, как ребёнок реагирует на какие-то события.
  2. Постарайтесь ни на что не отвлекаться. Разделите с малышом его эмоции, переживания.
  3. После чтения обсудите героев, их поступки. Спросите ребёнка, как он поступил бы на месте персонажей.
  4. Если ребёнок часто просит рассказывать одну и ту же сказку, значит, он испытывает трудности, которые эта сказка помогает решить. В этом и заключается её суть – воспитание сказкой. Это сказкотерапия.

Да, сказки способны творить чудеса. И мы знаем об этом, как никто другой, поэтому наши педагоги записали для вас и ваших детей видео-уроки со сказками.

Это 4 сказки для детей 3-8 лет:

  • «Сказка про Снегурочку»

В ней затронуты темы уклада семьи, деликатности, чуткости. Сказка позволит поговорить о том, что такое добрые дела, полезные и вредные поступки.

  • «Притча про мышку»

Сказка про мышку и ее «хотелочки», которые мешают осуществлению большой мечты, об умении ставить цели и планировать их достижение.

  • «Сказка про Дядю Федора»

Экологическая сказка о том, что в природе все взаимосвязано. Мы часть природы.

  • «Сказка про Кикимору»

Сказка о том, что в обществе есть нормы и правила. Её главная задача - объяснить ребёнку, чем поведение человека отличается от поведения кикиморы.

В помощь родителям мы составили краткие описания сказок, творческие задания и перечень вопросов для совместного обсуждения.

Некоторые сказки дополнены классической музыкой, которая усиливает эмоциональное воздействие.

Совместное прослушивание сказок позволит вам вновь почувствовать себя ребенком и немного отдохнуть.

Просто посидеть рядом. Посмеяться. Погрустить. Лучше понять друг друга.