5 правил — как преодолеть трудности в воспитании ребенка
Воспитание ребенка — процесс сложный и длительный. Ждать немедленного результата не стоит. Ведь это каждодневный труд, который даст плоды гораздо позже.
На этом насыщенном пути помимо достижений, умилений от подрастания ребенка, есть и некоторые трудности, с которыми сталкивается каждый родитель.
Почему так происходит и, как помочь ребенку и себе пройти этот путь достойно, рассказала нам мама и педагог“Воспитания искусством” Вера Яшина в одном из последних эфиров клуба.
Почему так
Трудности встречаются у всех. Важно понимать и принимать причины, из-за которых они происходят:
1. Все дети разные. Один и тот же способ не работает с каждым ребенком. Поэтому важно подбирать метод и способ воспитания индивидуально. Это зависит, как от характера самого ребенка, так и от уклада семьи.
Например, дома не заведено слушать музыку громко (или вообще слушать музыку) и на занятиях “Воспитания искусством”, к слову, детей не принуждают к чему-либо, а мягко подводят, ждут момента, находят альтернативу.
Также происходит и в жизни. К каждому ребенку нужен свой подход.
2. Не совпадают картины мира. Взрослые и дети иногда разговаривают на разных языках.
То, что для нас считается очевидным, совершенно может не быть таким для ребенка. И наоборот.
Например, ребенок задается вопросом - Зачем эти занятия? Не хочу.
Для нас очевидно, как для взрослых. А ребенку надо пояснить и постараться донести суть: что это работа в группе, взаимодействие с другими детьми, это интересно, ты получишь много впечатлений и нового опыта.
3. За любым поведением стоит потребность. Просто так ребенок капризничать не будет. И, возможно, протест — это способ достучаться и объяснить что ему нужно.
Например, он протестует из-за страха, от усталости или просто хочет, чтобы его обняли и приняли.
4. Ограниченные ресурсы. Трудность и каприз ребенка может возникать просто из-за физических возможностей.
Например, он устал и нет энергии, ему нужно время на личное пространство и обдумывание ситуации, ему просто не подходит место, в котором он сейчас находится.
5 главных правил в воспитании
Как же находить общий язык, особенно с теми детьми, которые только начали изучение мира и многого не понимают в силу возраста.
- Опора на опыт.
Пример: дети играли, резвились, разбрасывали игрушки, кругом хаос. Нужно убираться. И тут протест.
Можно спросить: “Ты любишь возвращаться домой? В свою кроватку, к своим вещам и игрушкам, к родителям? Вот и игрушки/мячики/кубики хотят домой. А их дом — это корзинки и полочки”.
Ребенок будет опираться на свой опыт и ощущения, когда он возвращается домой и какие испытывает ощущения при этом.
2. Любая деятельность привлекательна, если ее можно превратить в игру.
Пример: трехлетка разбросал бумажки и говорит, что это снег. На просьбу убрать он говорит, что это снег и его не нужно убирать.
Не стоит агрессировать в ответ, подстройтесь к этой игре.
Например, представим это метель, можно включить сюда стихотворение “Снежинка” (Какая чистая, какая смелая), поиграть, попеть и убедить ребенка в том, что снежинки собираются в сугроб и их нужно отправить Деду Морозу, чтобы они не растаяли.
3.Больше конкретики. Разбить большую задачу на маленькие этапы.
Пример: нужно убрать в комнате, а ребенку неохота и кажется, что он это не осилит.
Предложите несколько вариантов:
- разбить большое на этапы и пройти первый раз с ним вместе: эти подушки сюда, мячики в корзину, стулья в уголок и т.д.
- рассказать поучительную притчу, которая напоминает, что нужно верить в себя, а не полагаться на других. Например, в методике “Воспитание искусством” разбирают притчу про лягушку, которая в трудный момент поверила, что сама сможет выбраться и всё получилось.
4. Единое понимание, каким должен быть результат.
Конфликт или недопонимание может возникнуть только в силу того, что вы просто по-разному представляете желаемый результат.
Пример: вы попросили убрать игрушки с пола, чтобы помыть полы. Ребенок убрал, но не на место, а на другую поверхность.
Вроде выполнил, но результат не тот.
Вывод: делайте более детальный запрос, покажите при необходимости, как и куда нужно убрать, договоритесь сразу о желаемом результате.
5. Контроль качества, который воспитывает ответственность за результат.
Если мы добиваемся качества при выполнении задания ребенком — важно объяснять и придумывать разные способы донесения информации, чтобы какой-то сработал именно на вашем ребенке.
А при оценивании результата нужно еще помнить о соотношении возраста и степени мастерства. Подмечать положительные моменты, говорить о том, что сейчас он сделал хорошо вот это, но завтра будет еще лучше, ведь он попытается снова и будет новый уровень его же мастерства.
Важно подкрепление
Помимо житейских ситуаций и воспитательных моментов, важно подкрепление со стороны литературы, например.
Ведь если что-то сказала мама, то это одно. А если это сказано в книжке или каким-то известным человеком — это совсем другое.
Поэтому очень важно завести полезную привычку чтения сказок, рассказов, былин, притч. И разбирать ситуации в них, размышлять, выводить на правильные мысли ребенка, соотносить героев и их ситуации с жизнью вашей семьи.
Тогда ему будет более очевидно решение, и, возможно, у него начнет появляться другое видение тех или иных ситуаций, проблемных моментов.
После прочтения можно порассуждать, задать вопросы, привести примеры, высказать мнение и послушать в обмен мнение ребенка.
Именно так и делают педагоги методики “Воспитания искусством”. Они подкрепляют еще это музыкальным сопровождением и возможностью проявить себя в сценической роли.
Это лишь малая часть советов, которые Вера Яшина дала в своем эфире.
Еще больше информации вас ждет при просмотре полной версии в нашем клубе “Воспитание искусством”.
Там вы узнаете:
- про разные стратегии воспитания и роли родителя в них
- об отрицательных и положительных поводах изменения поведения
- о типажах детского характера и приемах взаимодействия с ними
- и, как бонус, список притч, с которых стоит начать развитие ребенка.
Вступить в клуб можно по данной ссылке.
Присоединяйтесь. Всегда вам рады!