Статьи

5 причин почему важно развивать личность ребенка

Когда в семье рождается ребенок, весь мир начинает крутиться вокруг него. Родители, даруя ласку, любовь, заботу, думают, что они все делают правильно и нужно только следить за физическими показателями: когда пополз, когда встал, когда заговорил и т.д.

Но нельзя забывать и о психологическом, моральном воспитании. Ведь развитие ребенка это не только сколько слов сказал, когда сделал первый шаг или съел самостоятельно кашу (хотя и это тоже важно).
Очень нужным в воспитании является развитие личностных и волевых качеств детей.
Иначе, родители могут столкнуться с рядом неожиданных проблем.

1. Отсутствие социализации или “Он просто стеснительный”

Распространенная ситуация на детской площадке, например, или в детском саду.
Ребенок приходит и не знает, как подойти к другим деткам, как заговорить и, в итоге, может так случиться, что будет играть один или сидеть в углу комнаты в детском саду.
Причиной тому является отсутствие социализации.
Так происходит, потому что у него нехватка общения, социальных навыков, культурного поведения в общественном месте.
Возможно, он долго был только с мамой и она — единственный человек, с которым он контактировал.
Мамы могут списывать такое поведение на стеснительность, особенность характера.
Но это не так. В будущем ребенку, который все время “на своей волне”, будет трудно адаптироваться в коллективе, выстраивать границы, говорить слово “нет”, потому что он будет бояться отказа, непринятия, обиды.
Всего этого можно избежать, если вовремя начать взаимодействие с другими детьми, людьми. И делать это нужно аккуратно, постепенно, особенно если проблема уже есть. Добиться того, чтобы наступил момент, когда ему самому захочется проявиться.

2. Отсутствие границ и самодисциплины

Бывает и кардинально противоположная ситуация — неуправляемый ребенок.
У него наблюдаются проблемы с поведением на детской площадке, в школе, детском саду, в общественном месте.
Можно наблюдать частые истерики. А мама круглосуточно наблюдает за ним — лишь бы ничего не натворил.
Родители жалуются, что им стыдно выйти с ним на улицу или оказаться в транспорте, кафе, кино и т.д.
Всё это свидетельствует о слабом развитии или отсутствии самодисциплины, усидчивости, самоконтроля, выстраивания определенных границ.
Ведь психика детей очень мягкая и податливая. Они активные, требующие внимания. Да, пусть проявляется, но в рамках заданных границ.
Если их нет совсем — появляется вседозволенность и остановить ребенка уже сложнее.
Ему понятнее и спокойнее, когда взрослый взял на себя ответственность и выстроил систему координат, в которой “это можно”, а “это нельзя”.

3. Отсутствие осознанности и критического мышления

Еще одним из самых страшных опасений родителей является — ведомость. Вдруг ребенок попадет в плохую компанию и будет ведомым, будет повторять за теми, кто творит беспредел и учиться плохому.
Такая ситуация возможна, если вовремя не были развиты такие качества, как самостоятельность, лидерство, осознанность, критическое мышление, уверенность в себе.
Ведь только с такими качествами ребенок может противостоять, если нужно, окружающей действительности.
Занятие "Воспитание искусством" в группе подростков
Имея свое собственное мнение, основанное на умении оценить ситуацию и сделать вывод (критическое мышление), ребенок сможет возразить, не поддаться толпе, удержать внимание на себе и своей воле.
И тогда вы будете уверены в том, что он отстоит себя и еще поведет за собой других. А также не пойдет на поводу у дяди (или тети), которые раздают конфеты на улице или приманивают щенками детей.

4. Отсутствие интереса к жизни

В современном информационном мире сложно удержать внимание детей (особенно подростков), которые подвержены цифровизации и постоянно зависают в гаджетах.
Им ничего не интересно, они зависимы от интернета, не знаю уличных игр, даже не знают как зовут мальчика из соседнего подъезда.
А всё почему?
Потому что изначально не был заложен интерес к жизни, к музыке, к искусству, литературе.
Родители постоянно заняты или, приходя с работы, устали и им не до этого.
Но очень важно уделять время ребенку и занимать его более фундаментальными и сложными делами, чем компьютерная игра.
И нужно прививать с самого раннего детства любовь к литературе, музыке. Для ребенка важно делать это вместе с родителями, тогда он чувствует участие и с удовольствием сам погружается в этот процесс.
Поход в музей и разбор одного из экспонатов
Когда привычка сформируется, он сам потянется к дальнейшему развитию, будет с интересом искать новые источники познания. И, тем самым, начнут формироваться важнейшие качества: самостоятельность, саморазвитие, интерес к жизни, целеустремленность, внимательность.

5. Неспособность к саморазвитию и целеполаганию

Еще одним бичом современных детей является — неусидчивость и отсутствие целеустремленности.
Как часто можно услышать от родителей — “он/она всё время бросает, не начав делать”, “не завершает до конца, не хватает терпения”, “как только первая сложность — сразу уныние” и т.д.
Поход в картинную галерею в рамках летнего лагеря
К сожалению, современные дети сколь активны, столь и нетерпеливы.

Это качество также необходимо вырабатывать и воспитывать с малых лет.

Ведь во взрослой жизни зачастую возникают ситуации, когда “бросить” не представляется возможным, а нужно проанализировать и сделать выводы, найти другой выход.

А как он это сделает, если с детства привык “убегать” от проблемы, бросать на полпути, не научился преодолевать эти трудности.

Избежать такое возможно, если в ребенке воспитывается внимательность, нацеленность на результат, упорство, целеустремленность, терпение и усидчивость.

И тогда, будучи взрослым, он скажет вам “Спасибо” за его умение справляться с любой ситуацией, вырабатывать стойкость и вариативное мышление, за его целеустремленность.

Итак, получается, что очень важным и нужным является не только физическое, но и моральное развитие личности ребенка, чтобы:

  1. он был социализирован
  2. имел свою точку зрения и не был ведомым
  3. умел управлять своими эмоциями и чувствовал интерес к жизни
  4. был направлен на саморазвитие и самостоятельность
  5. умел критически мыслить и достигать собственных целей.

Способов и решений для этого достаточно много. Главная идея в том, чтобы:

  • начать как можно раньше
  • систематизировать и сделать это регулярным
  • принимать активное собственное участие
  • быть в контакте с ребенком, чтобы не пропустить момент
  • заручиться поддержкой опытных специалистов.

Одним из примеров таких являются педагоги методики “Воспитание искусством”.

На своих занятиях они, как раз, развивают шаг за шагом эти качества личности с самого маленького возраста.
Детский летний лагерь "Воспитание искусством"
И делают это ненавязчиво, с подходом для каждого, учитывая особенности.

За основу они берут игру. Именно этот подход близок ребенку. В игре (с помощью сказок, притч, былин) с использованием музыкального сопровождения ребенок раскрывается и готов к диалогу.

Если вас заинтересовал такой подход и вы хотите развивать вашего ребенка комплексно — узнайте о методике больше.