В современном обществе, насыщенном информацией и постоянными изменениями, умение рефлексировать становится особенно важным. Оно не только способствует личностному росту, но и помогает лучше справляться с вызовами, которые ставит перед нами жизнь.
Что же такое рефлексия и почему она так важна в развитии человека? Поговорили об этом на одном из эфиров семейного клуба «Воспитание искусством» с ведущим педагогом Татьяной Воробьевой.
Что это
Рефлексия — это взгляд человека внутрь самого себя, а также анализ мыслей и действий не только своих, но и окружающих.
Анализу может подвергаться многое:
Прошлые действия
Текущее эмоциональное состояние
Меняющиеся черты характера или поведения
Успешные или неудачные результаты деятельности и др.
Прежде чем рефлексировать, человеку важно определить зачем он это делает, на что направлен данный анализ.
Виды рефлексии
Их достаточно много. И человек осваивает их постепенно, по мере взросления.
Личностная: познание себя, в первую очередь. Оценка собственных навыков, особенностей, моментов взаимодействия с другими.
Коммуникативная: оценка поступков и реакций своих и чужих. Как результат — приходит осознание, что делать дальше в сложившейся ситуации.
Интеллектуальная: анализ уже целой цепочки событий, над которой нужно подумать и понять как поступить.
Ситуативная: из названия понятно, что это рефлексия в моменте, по ходу дела сложившейся ситуации.
Ретроспективная: анализ прошедших действий и поступков
Перспективная: мысли и цели на будущее, а также обдумывание действий по реализации цели
Социальная: заставляет задуматься о том, почему, так или иначе, поступил другой человек, позволяет поставить себя на его место
Научная: ситуация разбирается с научной точки зрения. Рефлексия нужна, чтобы составить определенный алгоритм действий, разработать теорию для проверки на практике.
Чаще всего, мы пользуемся в жизни личностной, коммуникативной, интеллектуальной и ситуативной рефлексией.
И очень важно этому учиться с малого возраста, поскольку рефлексия качественно повышает уровень жизни и учит жить полноценно, любить себя.
4 возрастных этапа развития рефлексии
Ошибочное мнение, что рефлексировать могут только взрослые.
С маленького возраста дети способны к анализу, а значит начальные элементы рефлексии доступны уже в детстве. И важно их развивать.
3-5 лет: в этом возрасте дети активно наблюдают за происходящим вокруг и способны давать свою детскую оценку.
Если с ними постоянно разговаривать, задавать наводящие вопросы — вы увидите как зарождаются задатки анализа ситуации, каких-то выводов.
Это и есть начало рефлексивного мышления. Для его развития важно заниматься с ребенком, читать стихи, сказки, разбирать притчи.
Сюда же важно добавить развитие языковых и коммуникативных навыков.
Даже то, что ребенок дома в игре беседует с куклами, мишками, машинками — это хорошо. Понаблюдайте и поучаствуйте в этом процессе.
2) 6- 10 лет: начало важного пути — школы. Ребенок врывается в новый мир и пытается встроиться в систему. Процессы рефлексии работают постоянно: он оценивает и анализирует все происходящее вокруг, подстраивается под ситуацию.
Очень быстрыми темпами здесь идет развитие социальной (коммуникативной) рефлексии.
3) Подростки (11-16 лет): не менее важный и очень сложный период взросления. Здесь к рефлексивным анализам добавляются «прелести» подросткового возраста: гормональные перепады, эмоциональные срывы, отрицание себя.
Но рефлексия способна помочь справиться с эмоциями, понять происходящее, расставить приоритеты.
4) Юношество (17-23): здесь уже практически взрослый человек перед нами, за плечами есть какой-то опыт и рефлексировать гораздо легче. Эти процессы идут уже более осознанно и могут самостоятельно контролироваться.
Важно в дошкольной рефлексии
Пока ребенок растет, рефлексировать ему помогает родитель или педагог.
На занятиях «Воспитание искусством», например, преподаватель мягко и аккуратно подводит ребенка к анализу и высказыванию мыслей.
Важно подкреплять эти действия и дома, родителям.
Что необходимо знать для этого:
Ребенок говорит то, что думает и ему при этом не должно быть дискомфортно, стыдно, неудобно. На занятиях педагог никогда не заставляет детей, он ждет нужный момент для раскрытия каждого ребенка.
Он может только точечно задать какой-то вопрос, но при этом не давить, если ответа не поступило.
А дома, когда ребенок более расслаблен, родитель может побеседовать, почитать ту же сказку или притчу, которая была на занятии и обсудить ее в непринужденной обстановке
В моменте высказывания ребенком своих мыслей важно не оценивать его со взрослой точки зрения, не загубить в нем зарождение собственного мнения и способности к анализу ситуации.
Это его видение сейчас (героя сказки или поступка) и он имеет на это право.
Задача взрослого — мягко, наводящими вопросами подвести его к желаемому результату.
Ребенку также очень важно в любой ситуации знать, что взрослый его поддержит, не осудит, поможет разобраться. Чувство защищенности должно присутствовать всегда.
После занятий «Воспитание искусством» педагоги рекомендуют поговорить с ребенком, задать вопросы. Но не просто «понравилось/не понравилось», а более конкретные.
Например: какую сказку вам читали, какую музыку слушали, что нового ты узнал, что ты чувствовал при этом. Если ребенок растерялся, такое бывает от переизбытка новых эмоций — помогите ему, задайте уточняющий вопрос: может вы изучали каких-то животных? Да! А каких?...
Она направлена на выявление эмоций ребенка им самим. После занятий можно спросить у ребенка: «На что похоже сейчас твое настроение?». Это солнышко, тучка, солнышко с облачком и т.д. Можно использовать даже карточки с картинками.
А после выбора задать вопрос почему именно такое. И если это не солнышко (хорошее), то задаться вопросом «Что можно сделать, чтобы оно изменилось к лучшему?».
Такая рефлексия помогает зафиксировать текущее ощущение, проанализировать его. И в следующий раз ребенок будет знать с какой целью он идет на занятие (чтобы снова было солнышко). Не просто поиграть, а чему-то научиться, пообщаться.
Но здесь опять же очень важна помощь и поддержка родителей.