Статьи

Когда идти к логопеду: 5 признаков нарушения речи

Речь — одна из главных функций жизнедеятельности человека. У ребенка она формируется буквально с первых дней.

Сначала он слушает, потом обращает внимание на мимику взрослых и пытается ее повторить, а затем начинает произносить свои первые звуки.
Однако, бывает так, что ребенок развивается не как все и родителям нужно внимательно следить за ним, чтобы вовремя обратиться к специалисту.

Не пропустить

Если вы — родитель ребенка в возрасте от 1 до 4-х лет, то обратите внимание на наличие хотя бы одного из следующих признаков:
1. Позднее начало речи: в среднем дети начинают что-то бормотать в 8-9 мес. В годик они владеют определенными словами. А в 3 — уже могут составить короткое предложение. Например: “Чашка упала”, “Мама, дай!” и т.д.
Если этого не происходит — нужно показаться к дефектологу или логопеду.
2. Развитие речи с задержкой: когда ребенок к определенному возрасту не обладает стандартными навыками.
Конечно, есть нюансы характера, но, в среднем, в год ребенок знает отдельные слова, в 2 года составляет короткие предложения (хоть и на своем языке, иногда), а в 3 года полноценно выражает свои мысли.
3. Слова говорит, но ему не хватает словарного запаса.
Это также повод обратиться к врачу и выяснить причину. Специалист подскажет как поступить, ведь от этого зависит, как ребенок сможет рассказывать, пересказывать, придумывать какие-то истории.
В дальнейшем это отразится и на учебе в школе.
4. Нарушение грамматики: ребенок может путать род прилагательного к существительному, например. В годик это нормально, но в 3-4 “белая шкаф” это считается неким “звоночком”.
Ведь малыш может просто лениться, а родители не обращать внимание. И к определенному моменту он привыкнет, как неправильно, и дальше исправить будет сложнее.
5. Нарушено произношение: например, кто-то сказал “суп”, а ребенок слышит и говорит “зуб”. Часто родители списывают это на особенность ребенка, мол “он невнимательный, не слышит”.
Но не стоит к такому нарушению относиться халатно. Из такой мелочи могут потом возникнуть проблемы в чтении, письме, орфографии (будет писать как слышит), запоминании на слух.

Речь — продукт мышления

Безусловно, развитие речи не происходит отдельно от других сфер. Ее становление поэтапное и неразрывно связано с другими функциями мозга, мелкой моторикой, памятью.
Сначала ребенок узнает слова, говорит их части и соединяет в целые (как правило, повторяя их за взрослыми или видя какой-то предмет).
Потом сопоставляет слова (предметы) с действиями, которые можно сделать с этими предметами (это сопровождается его двигательным развитием и попытками самому узнавать мир).
И далее начинает формироваться образное мышление, когда в голове накапливается достаточное количество связок “предмет-действие”.
Постепенное развитие речи говорит о том, что оно нарабатывается параллельно с другими сферами: движение, слух, обоняние, зрение.
И комплексное развитие ребенка невозможно без пополнения словарного запаса также, как и без тренировки памяти, слуха, координации.

Воспитание искусством — магия речи

Именно на таком системном подходе к обучению и построена методика “Воспитание искусством”, которую разработала ведущий педагог Т.И.Смирнова.
Она убеждена, что именно эмоциональное развитие выступает первоисточником правильного развития мозговой и речевой деятельности.

В методике “Воспитание искусством” большое внимание уделяется развитию у ребенка эмоционально-чувственной сферы.

Огромную помощь этому оказывает искусство - литература, музыка, театр, балет, поэзия, танцевальная импровизация. Искусство вызывает целую гамму чувств. А музыка выделяется из других видов искусства, прежде всего, силой эмоционального воздействия, которая позволяет не просто описывать ситуацию, а как бы воспроизводить ее изнутри.

Педагоги на занятиях разбирают с детьми различные сказки, притчи, стихи. Они проговаривают построчно значение той или иной сцены. Преподаватель задает вопросы и старается, чтобы детки сами пробовали на них отвечать, тем самым, развивая образное и логическое мышление.

Всё это сопровождается музыкальной составляющей. Музыка развивает у детей чуткость, способность сопереживать, учит доброте и душевной тонкости.

Важно! Педагоги не просто ставят слушать классическую музыку, а устраивают из этого игру, а подчас и целый спектакль, в котором дети – активные участники, соавторы. При этом вырабатывается предельное внимание к звукам, к музыке.

В маленьком возрасте дети легко входят в образ, с готовностью включаются в игру и звуки воспринимают тоже как реальные образы.

Вовлекаясь в сюжет, сопереживая, проигрывая разные роли, дети проживают различный спектр эмоций. Когда обстановка заряжена творчеством и интересом, дети уже не могут молчать, каждый хочет рассказать, как он поступит в предложенных обстоятельствах и его переживаниях.

В этот момент педагог знакомит детей с новыми словами и фразами, которые выражают то, что сейчас чувствует маленький человек, и эти новые слова прочно входят в лексикон ребенка.

В течение занятия ребенок проигрывает множество ролей, вместе с персонажами сказок проживает множество чувств, выражает эти чувства движением, танцем, пантомимой, и, в довершение, речью.

Сначала – эмоция, сильное чувство, а потом – слово, выражающее это чувство.

Преподавателю важно почувствовать, что хочет сказать, выразить ребенок и

помочь ему подобрать нужные слова для выражения этих эмоций.

И именно работа над эмоционально-чувственной сферой, является стимулом для запуска и развития речи малышей.

А со второго года обучения на занятиях проводят работу с поэзией. Она помогает значительно расширить словарный запас детей, тренировать память, а также является инструментом самовыражения.
На дом детям могут дать интересное задание. Например, сочинить свою сказку.

Маленькие 3-х летние дети не умеют писать и поэтому пишет мама, но точь-в-точь что говорит ребенок, ничего не исправляя.

И через 2 года обучения по методике, родители видят уже совершенно другие сказки, полные развернутых описаний, эмоций, логики повествования.

В дальнейшем это помогает детям справляться с сочинениями в школе на отлично.
Отличительной особенностью преподавания методики “Воспитание искусством” также является — отсутствие оценочного восприятия преподавателя.

Он не ставит оценки. Он предлагает варианты ребенку.

Например, задача сказать одну и ту же фразу из стихотворения с разной эмоцией.

И после этого педагог спрашивает у самого ребенка — “Как получилось? Хочешь попробовать еще раз?”

Дети, в этот момент, сами оценивают ситуацию, как бы видя себя со стороны.

Тем самым, нет жесткой оценки “плохо-хорошо”, а есть выражение чувств, свобода эмоций.
Работа с эмоциональным интеллектом неизбежно ведет к развитию речевого аппарата.
Еще одной практикой занятий “Воспитание искусством” является пение. Педагоги учат правильно дышать, петь погромче.
Детям нравится такая деятельность, они смеются, поют как умеют, громко проговаривая слова.
Всё проходит легко, в игровой форме и также способствует развитию речи. При этом совсем не важно умеет ребенок петь и нет. Главное участие и вовлеченность в процесс.

ТОП игр для развития речи

В развитии речевого аппарата участвуют все функции: голосовые, зрительные, слуховые.
И для этого на занятиях “Воспитание искусством” педагоги применяют различные техники и игры, которые легко и с удовольствием приносят пользу в развитии детей.
Вот некоторые из них:
  • на слух угадывать звуки каких-то предметов и действий
  • угадывать по голосу свою маму среди группы позади себя (при этом они не видят друг друга)
  • постукивая карандашом по различным предметам, изучать вариации звуков: шуршащий, звонкий, глухой и т.д. Это очень помогает потом в школе на уроках русского языка
  • игры на зрительную память: после прогулки и обсуждения какой-то локации или пейзажа (человека) задать детям уточняющие вопросы (какого цвета была крыша дома, сколько детей было на площадке, какой формы было окно и др.)
  • маленькие фигурки из разного материала сначала дать рассмотреть, пощупать, а потом сложить в пакет и на ощупь описывать эту фигурку (здесь присутствует и мелкая моторика, и образное мышление, и память, что в целом ускоряет развитие речи)
  • развитие обоняния: угадывать приправу или запах духов, не зная названия.
Учеными доказано, что обонятельные рецепторы в организме человека находятся рядом с речевыми центрами.
Главное для родителей — быть внимательным и подмечать нюансы развития своего ребенка. И если требует ситуация, обратиться к специалисту, как можно быстрее, не затягивать.

Если вы в начале пути — приглашаем в нашу школу “Воспитание искусством”. Мы раскроем таланты ваших детей и поможем в разностороннем развитии. Если нужно — исправим дефекты речи.

Записать ребенка на занятие “Воспитание искусством” очно или онлайн можно здесь.
2024-08-11 18:07