Что делать, если ребенок ничего не хочет
Отсутствие интереса к жизни — глобальная проблема современного подрастающего поколения.
Дети окружены всевозможными гаджетами, игрушками, развлечениями. И это в определенный момент играет злую шутку с ними и их родителями.
Всё чаще можно услышать, что “мой ребенок ничего не хочет”. Он не хочет ни в школу, ни в спортивную секцию, не хочет делать уроки, чем-то заниматься вне учебных занятий.
В чем причина?
У него нет мотивации что-либо делать. И без помощи взрослых, к сожалению, ему не справиться.
Поэтому будьте внимательны к своим детям и обратите внимание на некоторые моменты.
В чем причина
- Ошибки в поведении родителей — одна из распространенных причин. Зачастую мама или папа через своих детей пытаются реализовать свои собственные амбиции, которые не удалось сделать самим.
Это в корне неправильно.
Нельзя навязывать и давить слишком сильно. Если такое уже есть — остановитесь и дайте проявиться своему ребенку.
Прислушайтесь, присмотритесь, обратите внимание на то, что действительно важно и интересно именно вашему ребенку.
Не нужно заставлять ходить на баскетбол или художественную гимнастику только потому, что это ваша “голубая мечта”.
Ваша задача — помочь в реализации мечты Вашего ребенка. Дать совет или направить, но не навязывать.
Позвольте ему самому выбирать (в рамках разумного). И можно начать с малого: пусть сам выберет футболку, цвет тетрадки, сварит кашу или сделает яичницу и т.д. Пусть не получится сразу, но вы похвалите за старания. И немного “отпустите” ситуацию.
2. Не знает чем заняться. Такая причина встречается в тех семьях, где внимания, наоборот, недостаточно. Ребенок просто не знает что есть интересного в мире и выбирает ТВ или компьютер, потому что это ближе всего.
Сходите вместе в музей, театр, кино.
Подберите ему секцию по интересу: спорт, художка, танцы.
Расширьте кругозор и покажите, что мир разнообразен. Может он попробует несколько вариантов, будет бросать кружки.
Ничего страшного. В итоге он найдет себя и будет занят и счастлив.
Например, на занятиях “Воспитание искусством”, начиная с 3-х лет, детей приобщают к миру искусства. Это происходит в игровой форме, легко и в соответствии с возрастом. Поэтому они с удовольствием посещают театры, оперы, музеи. И уже с раннего возраста формируют свой эстетический вкус и насмотренность.
3. Ему не интересно — тоже частая причина. И, казалось бы, столько возможностей, а ему ничего не нужно.
В этом и кроется суть. Современные дети перенасыщены подарками, какими-то приспособлениями, вычурными кружками.
Дом завален игрушками, но они все лежат без дела.
Попробуйте переключиться на более простые вещи. Мы же росли без гаджетов и были очень счастливы.
Окунитесь в эту атмосферу со своим ребенком. Поверьте, он может и не подозревает, что можно развлекаться и без телефона или компьютера.
Многие игры не требуют денег или особенных приготовлений: замки из песка, скакалки, резиночки, всевозможные игры в мяч, прятки, рисование мелками, закапывание секретиков и т.д.
“Чтобы ребенка не заставлять, не мучать, в его личных качествах нужно развивать эмоцию ИНТЕРЕСА. Если ребенку интересно, то он будет делать все с желанием” — так говорит автор методики “Воспитание искусством” Т.И. Смирнова.
Ее многолетнему опыту можно доверять.
4. Низкая самооценка. Отсутствие интереса в этом случае кроется в неудаче.
Возможно, ребенок начал чем-то заниматься и столкнулся с первыми трудностями. У него не получилось, он потерял веру в себя и замкнулся. Решил, что вообще ничего не будет делать, мол “не получится”.
Помогите своему ребенку, подбодрите. Скажите, что с каждой новой попыткой он становится сильнее и опытнее.
Основные правила помощи
Уникальных советов и решений во всех ситуациях нет. К каждому ребенку нужен свой подход.
Но старайтесь следовать простым рекомендациям:
- не давите, не подстраивайте ребенка под свои “хотелки”
- прислушайтесь к нему и к его интересам, войдите в “дружеское поле”
- не ругайте за неудачи и не вините
- подавайте пример в полезных привычках
- не принимайте единогласное решение в его внешкольном расписании
- подмечайте хорошее (именно его поступки, а не самого ребенка). Например: “Как хорошо, что ты помыла полы, стало так свежо”, “Эту работу ты написал лучше предыдущей”, “Какая чистая комната”
- не сравнивайте со сверстниками или братьями/сестрами, только с собой.
Мотивация во главе всего
Главная причина апатии — отсутствие мотивации.
Предложите сыграть в такой тренинг-трансформер.
Назовите, а лучше напишите все свои обязанности не в ракурсе “я должен”, а в “я хочу, чтобы…”
Например: ребенок должен делать уроки, но не хочет. Нужны доводы. Для вас, как для взрослого, это банальная ситуация и вам понятно зачем это всё, а ребенок устроен по-другому.
Переформулируем: “Я хочу делать уроки, чтобы…”:
- получить хорошую оценку (пусть так для начала)
- не выглядеть глупо (для них это аргумент, особенно в подростковом периоде)
- получить знания
- быть авторитетом в классе и т.д.
Главное, чтобы вы нашли эти зацепки, которые возродят желание.
С каждым ребенком всё работает по-своему. К тому же, не надо забывать про особенности возраста, уклада семьи, воспитания.
Но возьмите на заметку важную вещь: не накидывайтесь на ребенка с малых лет, как с занятиями, так и с внеурочным временем.
Пусть он побудет ребенком в свое время.
И если дома уже нет места для новой игрушки или платья — разверните свой подход в другую сторону.
Вспомните себя: как вы ждали заветного подарка, мечтали о нем, гадали что же подарят на Новый год (или день рождения). Эти томительные моменты очень ценны. А сейчас в погоне за желанием дать “всё и побольше”, “моему самое лучшее”, “хочешь - куплю” — мы сами убиваем эту искру и интерес к жизни детей.
Лучше подарите ему свое внимание и свою вовлеченность в его жизнь. Это он точно запомнит!