Статьи

Фортепиано для детей. Как включить в репертуар ребенка классику

Занятия музыкой — это всегда полет души. А значит детям хочется играть те мелодии, которых просит их душа. И это не всегда классические произведения.
Как быть если дети, приходя на занятия по фортепиано, говорят, что им ничего не интересно кроме какой-то современной группы или исполнителя, например.
Автор методики “Воспитание искусством” и “Свободное фортепиано” Татьяна Смирнова пояснила как выйти из такой ситуации.

Шаг за шагом

Не нужно торопиться и категорично запрещать ребенку слушать или увлекаться той музыкой, которая ему нравится.
Просто нужно формировать дополнительную базу, чтобы развить его эстетические представления. Постепенно включать в программу обучения отрывки из разных направлений классической, эстрадно-джазовой музыки.
В определенный момент ребенок сам нащупает что ему ближе и начнет играть произведения по программе. Ведь при поступлении в профильный ВУЗ, например, на экзаменах демонстрируют именно такие классические произведения.
Почему?
Да потому что именно они позволяют в полной мере раскрыть владение инструментом.

Авторская методика

На занятиях “Свободное фортепиано” педагоги именно так и погружают детей в мир искусства.
Они придерживаются специально разработанной методике, которая позволяет каждому ребенку раскрыться по-своему.
При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков:

  • развитие слуха,
  • чувства ритма,
  • умение читать нотную запись, играя двумя руками,
  • работать над музыкальными образами,
  • подбирать по слуху,
  • транспонировать,
  • импровизировать.

Всё это повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, то есть идёт как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры.
Теоретические сведения даются в минимальном объёме.
На занятиях создается радостная, приятная атмосфера, обеспечивающая ребенку психологический комфорт и уверенность в своих силах.

В тех случаях, когда ребенок ошибается, педагоги избегают назидательных замечаний, стремятся найти неординарные решения, использовать возможности «Игры», в которой нет учителя и ученика, а есть равные партнеры.

Разрабатывая методику интенсивного обучения, мы исходили из

реалий сегодняшнего темпа жизни — ограниченного количества

времени, которое ребенок может посвятить своему увлечению.

На выполнение домашнего задания в среднем отводится один-два часа в

день. Занятия с преподавателем проводятся два раза в неделю по 45-60

минут или 1,5-2 часа раз в неделю, в основном индивидуально, но

используются и групповые формы работы.
С детьми, не имеющими предварительной подготовки, рекомендуется заниматься танцевальной импровизацией, используя классическую и джазовую музыку.
Хорошо, если ребёнок потанцует 5—10 минут перед началом и после домашних занятий за фортепиано (можно устраивать "танцевальные минутки" и во время занятий, как дома, так и на уроке).
В таком легком и приятном времяпрепровождении ребенок укрепит мышцы, освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику движений, не только познакомится с новыми музыкальными произведениями, но и прочувствует их "душой и телом".

Вот и результат

На отчетных концертах “Свободное фортепиано” дети исполняют классические и джазовые пьесы, аранжировки популярных мелодий, собственные импровизации и сочинения.
Вот некоторые примеры программ учеников с выпускных концертов:

У. Гиллок «Ярмарка»

John Williams «Гарри Поттер»

К. Бадельт «Пираты карибского моря»

или

В.А. Моцарт «Ария Дон Жуана»

У. Гиллок «Фонтан Дианы»

А. Николаева «Этюд»

или

Л. Моцарт «Волынка»

И.С. Бах «Менуэт»

РНП «Маков цвет»

Т.е. мы даем детям проявить себя и свои музыкальные способности и вкусы. Это позволяет им постигать мир классической музыки, не изменяя своим вкусам и приоритетам.

Более подробно о занятиях “Свободное фортепиано”.

Еще вам могут понравиться другие наши статьи:

""Свободное фортепиано": ожидания родителей и реальность"

"Скрытая магия воспитания искусством"

"Секреты обучения музыке. Развенчиваем мифы"
2024-06-25 16:20