Игра — одна из древнейших форм развития человека. Еще в XX веке ученые установили, что игра возникла раньше труда.
И она с древних времен готовила каждого ребенка к труду во взрослой жизни.
Сейчас детство у детей проходит по-разному, но главное остается неизменным — присутствие игр в жизни ребенка.
И это не только забава. Это важная ступень развития.
Как и почему так сильно игра влияет на ребенка, обсудили с ведущим педагогом Яной Воробьевой в одном из эфиров семейного клуба “Воспитание искусством”.
Расскажем вам об основных моментах.
Из чего состоит игра
Со стороны может казаться, что игра — это всего лишь досуг для ребенка. Но это не совсем так.
Она состоит из важнейших компонентов:
Воображаемые ситуации: дети придумывают вымышленные условия, подключают фантазию (например, песок это сахар, а вот на этом стуле едем, как на машине и т.д.)
Создание ролей и игровых действий (например, игра в дочки-матери или кафе, где кто-то повар, а кто-то посетитель и др.)
Игровое употребление предметов (например, кубик это хлеб, коробка – дом, палка – ложка)
Реальные отношения между играющими: когда дети разыгрывают некие социальные роли, которые потом им встретятся и в будущем
Отсутствие материальных результатов, т.е. игра проходит ради интереса, для радости участников
Сюжеты из жизни взрослых: в игре можно заметить ситуации, которые ребенок видит кругом или которые его беспокоят.
Что за баловство
Важным моментом в процессе игры детей является отношение к этому взрослых (родителей, бабушек, дедушек).
Часто можно услышать: «Опять всё разбросали, зачем это снова достал, я только убрала, это что за баловство...» и т.д.
Но это не баловство!
Да, детские игры во взрослом понимании приносят некие неудобства, но попробуйте посмотреть на это с другой стороны.
Конечно, мы не берем во внимание крайние случаи, когда это опасно для жизни или наносит ущерб окружающему миру.
Но в остальном, это нормальное счастливое детство, когда разбросаны игрушки, краски кругом, пластилин, машинки под ногами.
Как иначе ребенку развиваться? Где ему тратить энергию? В силу возраста он не может, как вы, сесть на диван и не вставать с него часами.
Вы, наоборот, можете стать активным участником игры, вовлечься в процесс, подыграть — это очень понравится вашему ребенку и сблизит вас.
Что дает игра
Так почему же в большинстве случаев игра — это не баловство.
Она отвечает за развитие множества навыков и функций в дошкольном возрасте ребенка:
Физическое развитие: гуляние, физические упражнения, всё, что связано с крупной моторикой
Развитие внимания: ребенок учится подмечать, акцентировать взгляд, отвечать за какие-то нюансы, детали
Восприятие: дети по-разному принимают информацию. Вы, как родитель, можете подметить главный способ (канал), с помощью которого ребенок воспринимает информацию лучше всего.
И уже через этот канал развивать все остальные.
4. Речь — важнейшая часть развития в дошкольном возрасте, когда происходит становление речевых функций. В игре ребенок развивает эти способности, как нигде лучше.
5. Память — есть множество игр, логических задач, головоломок, которые направлены на развитие памяти. Это облегчит его дальнейшее пребывание в школе и других учебных заведениях.
6. Мышление: разыгрывая какой-то сценарий игры, дети принимают на себя роли, а, соответственно, и принимают решения за своих героев.
Игра учит анализировать, развивает способность критически мыслить и делать выводы.
7. Моторные и сенсорные функции: одни из первых развиваются в игре даже у самых маленьких (тактильные ощущения, зрение, слух, осязание и др.)
8. Психическое развитие: во время игры происходит становление характера, осознание себя в целом и во взаимодействии с окружающими.
Ваша задача, как родителей — создать условия для этого развития во всех направлениях:
Безопасная среда
Разнообразие материалов
Создание тематических зон
Доступ к материалам для творчества
Поощрение инициативы со стороны ребенка
Отведение достаточного времени на игру
Рефлексия после игр.
Обучаем, играя
Помимо важных функций развития, которые несет в себе игровая деятельность, она способна быть полезной и необходимой для обучения ребенка. Особенно в дошкольном возрасте.
Такого подхода придерживаются педагоги на своих занятиях по методике «Воспитание искусством».
Используя игру и нестандартные методы восприятия, преподавателям удается привлечь внимание каждого ребенка. А, главное, удержать это внимание и направить энергию в нужное русло.
В своей практике педагоги используют:
Классическую музыку (прослушивание и осознание ее через танцевальную импровизацию)
Изучение сказок и притч, где в обсуждении дети принимают непосредственное участие
Ритмическое восприятие (распознавание музыкальных акцентов только с помощью слуха)
Чтение стихов (где каждому слову уделяется отдельное внимание)
Театральные постановки по мотивам сказок, где дети принимают активное участие и развивают крупную моторику, критическое мышление, речь, самопрезентацию.
Как именно это происходит мы расскажем в нашей следующей статье.
А пока вы можете ознакомиться с полной версией эфира. В нем вы найдете еще много интересных моментов, которые помогут вам качественно проводить время с детьми!