Еще в XVI веке Д.И. Фонвизин в своем произведении “Недоросль” проводил красной нитью мысль о том, что ребенок вырастет ровно таким, каким мы в него вложимся. “Что посеешь — то и пожнешь”
В XIX веке К.Д. Ушинский писал, что если в человеке нет того, чему он хочет научить ребенка, то такое учение не имеет смысла. Просто потому, что сам человек не имеет понятия о предмете воспитания. Писатель очень большую роль отдавал личности родителя.
Л.Н. Толстой проникся идеей о том, чтобы детям нужно показывать всю правду жизни, со всеми нюансами, плюсами и минусами. Это необходимо, чтобы у ребенка не создавалось впечатления двойной картинки: созданная для него и какая-то взрослая жизнь.
А чтобы не пришлось обманывать и показывать действительно положительные стороны — нужно самому родителю совершенствоваться и проживать жизнь в лучшей версии себя.
Л.С. Выготский говорил, что взрослые должны сначала сами научиться владеть собственным поведением, а потом только учить детей.
А.С. Макаренко посвящает нас в интересную мысль о том, что мы воспитываем детей даже тогда, когда нас нет рядом. Но это возможно в случае, если вы — значимый взрослый для своего ребенка.
Получается, что главная мысль ученых следующая: сначала мы воспитываем себя, а потом уже своих детей. Меняемся мы — меняются и дети.
Как устроен мозг
Но даже в процессе воспитания себя, а уж тем более ребенка, интересно узнать некоторые факты о том, как мозг принимает решения.
1. Отдает предпочтение привычному. Поскольку этот путь он уже знает и так спокойнее. А мозг всегда ищет путь более комфортный и приятный.
Именно поэтому так трудно даются детям (да и взрослым) какие-то нововведения, особенно связанные с большими переменами.
2. Мозг делает свой выбор гораздо раньше, чем мы думаем, что решили.
Иногда даже можно поймать себя на мысли, что подсознательно выбранное решение было уже с вами до того, как вы его озвучили, например.
И это нормально.
3. Мозг — хороший интерпретатор. Он воспроизводит те программы, которые вы сами же и закладываете.
Поэтому в процессе освоения нового ребенком ему можно немного помочь:
повторяем одно и то же правило (действие, которое нужно запомнить или сделать) по-разному, чтобы мозгу не надоедало
чем больше мы используем ассоциаций в объяснении, тем лучше
подкрепляем действия эмоциями, ведь ребенку они важнее и более показательны.
Важно до 3-х лет
Воспитание и развитие происходит постоянно, но азы закладываются в самом раннем возрасте.
Поэтому так важно с детства создавать правильные условия для развития и формирования характера, стержня ребенка:
1) зрительное восприятие, ведь дети любят картинки, красивый визуал, яркую интерпретацию новой деятельности. Так запоминается и усваивается лучше.
2) подвижная игровая деятельность — основа развития малыша, ведь игра — это его основной инструмент для познания.
Именно поэтому педагоги методики “Воспитание искусством” выбирают игровую линию в обучении и развитии детей. Через сказки, игры, тренинги, театральные сценки они доходят до самых глубин детской сущности. Они раскрывают каждого ребенка и находят к нему подход.
Игровая составляющая
3) наполнение пространства звуками, образами. Важно расширить контекст для ребенка, показать полный спектр ощущений, как он может воспринимать реальность.
Чем больше контекста — тем он лучше будет ориентироваться по жизни, у него не будет “тунельного” зрения.
Именно так и поступают педагоги школы “Воспитание искусством”. Они подключают музыку, театр, искусство на занятиях.
Расширение кругозора с раннего детства — залог более безболезненного восприятия всей новой информации.
Например: представьте, что вам нужно разобраться в новой теме. Сначала страшно, много информации, ничего не понятно. Но чем больше вы погружаетесь в эту тему, тем картина становится более ясной, складывается все по полочкам.
Так и с ребенком: чем богаче его изначальные ресурсы, чем больше он воспринимает, проживает, знает — тем легче адаптироваться к новому.
Это лишь малая часть интересного о воспитании и развитии ребенка, что мы освятили из пройденного эфира.
Там мы еще рассказали о том, что и как воспитывать в ребенке через себя (взрослого). А также поделились интересными заметками о силе искусства в воспитании детей.