ТОП-3 произведений для знакомства ребенка с классикой
ТОП-3 произведений для знакомства ребенка с классикой
Дети с раннего возраста очень восприимчивы к звукам. Для них даже в диалоге на первом месте стоит интонация, а уже потом содержание текста.
Поэтому знакомство с правильной классической музыкой нужно начинать, как можно раньше. И в период этого знакомства важно убрать классическую музыку в виде фона.
Ребенку нужно научиться именно слушать и слышать:различные акценты, музыкальные состояния, чувствовать переживания под музыку.
Это откроет начало развития чувственно-эмоциональной сферы.
Что он поймет в свои 3 года
Обучать какому-либо музыкальному инструменту в возрасте 3-4х лет, конечно, еще не имеет смысла. Ведь возможности малышей ограничены.
Они не могут выполнять сложные движения, не понимают всех знаков (нот, букв, цифр).
Но они обладают:
способностями эмоционального восприятия
образным мышлением
богатой фантазией.
Для них персонажи, предметы, ситуации — всё совершенно реально.
Поэтому именно в этом возрасте легче всего открыть маленькому человеку мир классической музыки.
Гораздо эффективнее будет, если прослушивание музыки сопровождается некой игрой или спектаклем с его участием. Поскольку дети легко входят в образ, с готовностью включаются в игру и звуки, воспринимают их, как реальные образы.
Чем чаще дети играют во время прослушивания классики — тем больше они учатся слышать музыку.
С чего начать
А какие игры возможны?
Давайте разберем на примере топ-3 произведений для начального детского этапа.
“Карнавал животных”- «большая зоологическая фантазия» французского композитора К. Сен-Санса , написанная в шуточной манере. Произведение состоит из 14 частей, которые пронизаны юмором и иронией. Вслушиваясь в музыку, дети без труда смогут изобразить животных, которым посвящены композиции. Рассмотрим часть из них:
№1 «Интродукция и королевский марш льва»
Изображаем, как шагает под музыку лев. Пусть ребенок сам придумает какой у него будет лев (грозный, трусливый, веселый) Слушайте музыку и не пропустите момент, где нужно порычать: ”Ррррр”.
№2 «Курицы и петухи»: изображаем быстрых суетливых курочек, как они чистят перышки, машут крылышками, снуют по двору. Не пропустите важный момент в музыке — вышел важный петух. Покажите, как идет петух — важно, расправив плечи, поднимая колени. В музыке слышно, как он кричит "Кукареку!". Услышьте это и изобразите.
№3 «Антилопы» — животные быстрые. Поэтому под музыку бежим свободно, быстро и широко, подпрыгивая в такт музыки. На двух последних аккордах ножками фиксируем остановку там-там!
№4 «Черепахи» — на редкость медлительные животные. Встав на четвереньки, изобразите, как они медленно передвигаются, шаги нужно делать ровно с музыкой.
№5 «Слон». Придумайте танец, состоящий из разных движений. Что умеет делать наш слон? Махать ушами в такт музыки, хоботом, на одной ноге, на другой, танцует, хвостиком, прыжки, с мячом, с водой. Слушайте смену музыкальных фраз и меняйте движения.
№6 «Кенгуру»: прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами. Изобразите кенгуру, прыгайте на двух ногах вперед. Потренируйте предельное внимание к музыке: услышьте, когда нужно прыгнуть и сколько сделать прыжков.
№7 «Аквариум»: представьте себя рыбками красивыми, изящными, веселыми, гибкими, легко скользящими в воде. Двигайтесь на носочках и руками двигайте в такт музыке, как плавниками.
2. М. Мусоргский “Картинки с выставки” — это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты. Включайте фантазию и отправляйтесь на просмотр картин. Рассмотрим некоторые из них:
- Тюильрийский сад. Маленькие дети резвятся и радуются жизни в роскошном саду недалеко от парижского дворца. Ритм полностью соответствует детским дразнилкам и считалкам. Представьте, что вы кидаете друг другу мяч, слушайте акценты в музыку и делайте броски в такт музыке.
- Балет невылупившихся птенцов — это танец маленьких канареек. Представьте себе, что вы маленький птенчик внутри скорлупки. Под музыку начинаем делать ритмичные удары клювом по скорлупе. Движения становятся интенсивнее вместе с музыкой. Собираем все-все-все свои силы, делаем еще удар, пробиваем скорлупку и кричим “Пи-и-и-и!”. Услышьте в музыке еще одно “Пи-и-и-и!” и радуйтесь тому, что птенчик появился на свет.
- Самуэль Гольденберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный.
В миниатюре есть два образа – сильного дяди и слабого. Слушаем, а потом играем в эти два образа. В музыке слышны интонации просьб слабого. Слышен диалог, слабый просит: “Помоги”, сильный говорит: “Делай сам!”. В конце пьесы сильный дядя слабому говорит: “Нужно все делать самому!”
- Избушка на курьих ножках или Баба-Яга. Зловещая атмосфера передается при помощи ломаных аккордов, все в образе колдуньи угловатое и фантастическое. Придумайте образ сердитой Бабы-Яги, как она летает в ступе, как ходит по лесу и топает ногами.
3. П.И.Чайковский “Щелкунчик” — самое волшебное и новогоднее произведение. Обязательно погрузите детей в это удивительное путешествие в сказочную страну, в приключения Мари и Щелкунчика.
Вот некоторые части из произведения:
Увертюра. Познакомьтесь с главными героями, в начале маршируем в образе Франца, потом танцуем свободный нежный танец в образе Мари. В конце музыкального номера застываем в самой красивой позе.
Ожидание праздника (сцена подготовки к детскому празднику): кружимся, как снежинки, во время музыки показываем мимикой сильные эмоции. Проживаем состояние нарастающей радости, праздника.
Марш. Здесь чередуем марш и прыжки, разучиваем разные. Между ними свободный танец. Когда ребенок запомнит прыжки, можно предложить быть ему ведущим.
Галоп. Танцуйте с ребенком, держась за руки. Изобразите галоп — длинные боковые прыжки. На вторую тему торжественно идем, как в танце полонез. И третья часть — встаете в хоровод, хорошо если вас несколько детей и взрослых. Тогда вы чередуетесь друг за другом. И двигаетесь боковым галопом. Затем движение в центр фиксируете “хоп” и назад тоже самое.
Вальс снежных хлопьев. Танцуем в образе снежинки сначала медленно. Когда характер музыки меняется, мы летим, танцуем, как хотим, ветер нас подгоняет.
Королевство сладостей. Мари и Щелкунчик отправляются в сказочную страну. Можно сесть напротив, положив ноги друг на друга, будто в лодочке. И плывем. А вы рассказываете ребенку что видите вокруг: воображаемые реки из лимонада, мармеладный ломтик на небе, облака из сахарной ваты и т.д. В конце музыки выходим из лодочки.
Испанский танец: руки убираем за спину, ножками отбиваем ритм, ритмическая импровизация. Важно услышать в музыке звуки кастаньет и рассказать что это, показать на картинке. Потом делаем подскоки на одной ноге, а в конце нужно закрутиться и выбросить руку вверх с последним звуком.
Фея драже: придумываем образ феи (королевский, величественный, благородный и тд.). Идем на цыпочках под звон колокольчиков, потом застываем в красивой позе, потом снова идем и снова замираем. В конце кружимся, бежим по кругу.
С каждым новым произведением дети развивают свою эмоционально-чувственную сферу, раскрывая творческие возможности.
Искусство вызывает у детей целую гамму чувств. А музыка выделяется из других видов искусства, прежде всего, силой эмоционального воздействия, которая позволяет не просто описывать ситуацию, а как бы воспроизводить ее изнутри.
Музыка становится одним из важнейших средств эмоционального развития именно потому, что язык эмоций для детей родной.
Основной упор педагоги делают на развитии эмоциональной сферы ребенка, что ведет к развитию творческого характера и способности к самомотивации.
Они обращаются к внутреннему миру ребенка, развивают чувства и способности выражать свои чувства, управлять ими.
Маленький человек начинает ощущать себя частью человеческого общества, учится самостоятельно формировать отношения с этим обществом, отношение к различным событиям в жизни.
Главная задача – приобретение ребенком тех качеств, которые позволят ему в дальнейшем быть успешным в жизни, независимо от того, чем он будет заниматься.
Записаться на занятия “Воспитание искусством” можно по ссылке.