Музей – удивительное пространство: атмосфера искусства, предметы быта, картины и скульптуры. Безусловно, всё это способно удивить и увлечь ребёнка. Вот только ходят туда сегодня всё реже и реже. Родители считают, что современным детям в музеях скучно, да и не особо нужно: чему может научить старина?
Разбираемся, так ли это на самом деле.
Познание ребёнком мира начинается через окружающие его предметы. Музей же – это копилка истории человечества. Он способен обогатить детей впечатлениями от совершенно незнакомых в быту вещей. Это необычайно расширяет кругозор, представление об окружающем.
С точки зрения всестороннего развития, дошкольный возраст 3-7 лет один из самых интересных и динамичных. Именно в этом возрасте формируются все познавательные функции, происходит скачок в физическом и интеллектуальном развитии. Основа этого – восприятие, важную роль в котором играют речь и багаж накопленного опыта. Чем разнообразнее багаж, тем быстрее и ярче будет развиваться восприятие.
Способность воспринимать окружающий мир не является врожденной. Человек учится это делать постепенно. Восприятие зависит от жизненного опыта и умения анализировать. Значение же его огромно. Это фундамент дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных процессов: внимания, мышления, памяти. И как раз музеи незаменимы для его развития.
Дети, увлекающиеся искусством, оценивают окружающее с позиции прекрасного. Они ощущают себя частью удивительного мира. Искусство настраивает на волну хорошего вкуса, способствует развитию эмоционального интеллекта. А это очень важно: понимать свои чувства, чтобы не потеряться в огромном мире, во взаимоотношениях с людьми.
Исходя из всего этого, становится понятно, что посещение музеев и художественных галерей для детей бесценно.
Увлечь ребёнка посещением музейных пространств несложно. Надо лишь учитывать некоторые правила.
Перед походом в музей вспомните своё первое посещение:
- когда это было: в детском саду, школе или во взрослом возрасте?
- каким был тогда экскурсовод?
- какие впечатления остались после посещения? - хотели бы вы сейчас, во взрослом возрасте, вернуться на ту экскурсию?
Если опыт был неудачный, не стоит об этом рассказывать ребенку.
Заранее продумайте, сколько времени займёт посещение музея. Учтите время в дороге, очередь, гардероб, саму экспозицию, посещение сувенирной лавки. Главное – ребёнок не должен утомиться. Иногда для первого посещения достаточно и 20 минут.
Определите цель посещения: выберите определённые экспонаты, картины, которые вы планируете увидеть. Желательно, чтобы это были не знаменитые шедевры, у которых в выходные дни будет стоять очень много народа. По этой же причине не ходите в музей с маленьким ребёнком в дни бесплатных посещений, Ночи Музеев.
Настройтесь на открытость и принятие нового. Но будьте готовы к тому, что ваши завышенные ожидания могут не оправдаться. Реакция ребёнка на увиденное не всегда может соответствовать тому, что предполагали вы.
Прочитайте об экспонатах, картинах, которые планируете посмотреть. Можно сделать распечатки, подготовить другие вспомогательные материалы (тесты, альбом, простые карандаши).
Очень важно убедиться, что ребенок перед посещением музея сыт, доволен жизнью, сам хочет пойти на экскурсию. Обязательно будьте и сами в хорошем настроении.
Как ходить с ребёнком по музею
Ходите по музею медленно, спокойно, с удовольствием, никуда не торопясь.
Если ребёнку станет скучно, не заставляйте его продолжать экскурсию. Возможно, вам будет очень жаль потраченных на билеты денег и своего времени. Но, если ваша цель – привить ребёнку любовь к искусству, делайте это ненавязчиво, по чуть-чуть. Уходите из музея обязательно на позитивной волне. Поблагодарите картины, которые особенно понравились. Подумайте о том, сколько положительных эмоций, прекрасных впечатлений вы оставляете в себе. Это отличный багаж для будущего.
Иногда, если ребенок устал, можно немного посидеть, отдохнуть и потом продолжить экскурсию.
Придумайте с ребенком историю или сказку по сюжету картины. Совершите воображаемую прогулку внутри художественного полотна. Подумайте, какой могла бы быть встреча с изображенными персонажами.
Можно повторить с ребенком сцену, изображенную на полотне. Например, встать, как танцовщица, или взять в руки воображаемые предметы. Конечно, бегать по музею нельзя, но тихонько поиграть никто не запретит.
Важно не просто смотреть картины, но и говорить о них. Обсудить еду на натюрморте, придумайте свой вариант композиции. Если картина на мифологическую тему, расскажите адаптированные истории мифов. Придумывая для ребёнка различные задания, вы можете увеличить время нахождения в музее. И в любом случае не забывайте отдыхать, делать перерывы.
Что делать после посещения музея
После посещения экспозиции не торопитесь домой. Зайдите в сувенирную лавку. Ребёнку будет приятно принести что-то из музея домой. Это может быть открытка или магнитик, закладка или значок. Можно приобрести и хорошую книгу. В любом случае – это память и замечательное настроение.
Если будет хорошая погода, погуляйте в парке или сквере. Зайдите в кафе. Обсудите увиденное, поделитесь впечатлениями.
Пусть посещение музея будет связано у ребенка не со спешкой, а с приятными положительными эмоциями.