Статьи

Все мы родом из детства или как побороть детские травмы

Ничто так не определяет человека и его жизнь, как его детство.
Всё, что было заложено родителями, друзьями, родственниками ляжет определенным грузом, который ребенок возьмет с собой во взрослую жизнь.
И если в детстве была получена какая-либо травма, то ее последствия могут обернуться тяжелыми судьбоносными решениями человека или вовсе быть необратимыми.
Во всем этом нам помог разобраться специалист-исследователь в области психологических наук и основатель МЦМО Станислав Смирнов.

Стресс или травма

Травма — это реакция организма на кризисное эмоционально сложное событие.
Отличие стресса от травмы заключается в том, что стресс, так или иначе, присутствует в каждой жизни ребенка. И не всегда он отрицательный. Любое ярко окрашенное событие — это тоже стресс, но положительный. И в разумных дозах приносит только пользу.
Если же мы говорим о травме, то здесь ребенок самостоятельно справиться с ситуацией не может, а также не понимает как к ней адаптироваться.
Поэтому очень важно обращать внимание на то как вы общаетесь с ребенком.
Занятия "Воспитание искусством" в младшей группе.
Если ситуация произошла впервые, он может и не придать этому значение. Но если это повторяется из раза в раз (даже грубо сказанное слово, например, “вот ты бестолковый”), то происходит формирование очага этой травмы, которая перерастает в настоящую проблему.

Сколько же их

Существует несколько групп травм, которые приводят к определенному поведению ребенка и последствиям, с которыми уже приходится работать будучи взрослым самостоятельно или с помощью специалиста:
1. Травмы утраты — пожалуй, самые трудные, поскольку детская неокрепшая психика с трудом справляется с ситуацией, когда ребенок кого-то из близких теряет, даже если это любимый пес, не говоря уже о людях. Тут ребенок, чаще всего, молчит, замыкается, не хочет разговаривать и нередко винит себя в сложившейся ситуации.
2. Травмы насилия — как психологического, так и физического характера. В этом случае ребенок попадает в ощущения беспомощности, отсутствия ресурса для дальнейших действий, лишается веры в справедливость и, как следствие, уже во взрослой жизни сталкивается с проблемой выстраивания личных границ.
Например, такой человек в будущем, найдя вторую половину, может не распознать неадекватное поведение супруга, потому что картинка из детства считает это “нормой”.
3. Сексуальное насилие, как отдельный вид травмы, который не требует каких-то объяснений, и который накладывает очень тяжелый отпечаток, дает ребенку неуверенность в себе (“если так со мной сделали — значит я заслужил, значит со мной что-то не так”), закомплексованность, ненависть к себе и к окружающим. Такое исправляется только в сопровождении психотерапевта.
4. Травмы отвержения — выражаются через игнорирование, ревность, несправедливое отношение к ребенку.
Сюда же ситуации с разводом, когда дети всё принимают на свой счет и думают, что они являются причиной разрыва родителей.
Поэтому очень важно не выносить эти разборки и ссоры на глаза детей, иначе дальше им будет сложно адаптироваться в социуме и научиться доверять другим людям.
5. Травмы, связанные со слабым здоровьем — могут возникнуть если долгое пребывание в чужих стенах лечебного учреждения происходит вдали от родителей и привносит ощущение потерянности, изолированности, ненужности.
Важно быть рядом в такие моменты и дарить еще больше любви и ласки чтобы скрасить и без того тяжелое состояние.
6. Травмы разрыва отношений — возникают в ситуациях, когда что-то сказано “в сердцах” и забыто через мгновение, но только не ребенком.
Фразы такие как: “ты мне больше не дочь”, “видеть тебя не хочу”, “не попадайся мне на глаза” и т.д. могут сыграть с родителями злую шутку, потому что дети воспринимают всё буквально — раз мир не хочет меня видеть, значит я не нужен или меня просто нет.

А взамен получаем

Какая бы ни была травма по своему виду, получаем в итоге мы эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушение формирования личности и, как следствие, депрессии, нарушение самооценки, психосоматические расстройства, когда происходит приобретение физических болезней (астма, аллергия, например) на основе полученных психологических травм.
Отсюда мы получаем зависимых людей: алкоголь, курение, наркотики. Это как попытка уйти от реальности и забыть, что “я не нужен”, “меня не любят” и др.
Например, в ситуации с разводом родителей, ребенок принимает всё на свой счет. Поэтому важно после расставания остаться именно для ребенка родителями, добрыми и любящими, никогда не создавать отрицательный портрет второго родителя. И если отношения в семье уже носят разрушающий характер, то лучше развестись и сохранить дружеские отношения в окружении детей.
Творческий мастер-класс "Феи талантов и волшебный цветок"
Если речь о физическом насилии — важно проработать эти моменты с врачом. Иначе во взрослой жизни человеком будет легко манипулировать, так как он привык быть “удобным” для того, чтобы избежать опасность и угодить обидчику.

Этапы

Психологическую травму дети проживают в несколько этапов:
  1. шоковый — или эмоциональный, когда происходит само действие и ребенок чувствует, проносит ситуацию через себя
  2. этап стабилизации и принятия ситуации, когда ребенок пытается адаптироваться и осознать что с ним происходит
  3. этап восстановления — попытка формирования новой стратегии поведения
  4. этап личностной и социальной интеграции, когда ребенок внедряет новую стратегию в свою жизнь и пытается с ней ужиться.

Как распознать

У детской травмы есть как психологические, так и физиологические симптомы, которые подскажут вам, что с вашим ребенком что-то происходит не так.
Обратите внимание, если ребенок:
  • рассеян, одинок, у него снижена концентрация
  • замкнут, уходит в себя, избегает встреч с друзьями
  • склонен к смене настроения
  • говорит, что он одинок и ему кажется, что все его бросили
  • чувствует вину за что-то, его это угнетает
  • испытывает повышенную тревожность (скрывается от всех, отводит взгляд при разговоре).
Всё это психологические моменты, при которых постарайтесь наладить контакт, успокоить ребенка, подставить плечо, поговорить.
Танцевальная импровизация под музыку К. Сен-Санса
Также вы можете столкнуться и с внешними физиологическими проявлениями:
  • повышенная утомляемость
  • плохой сон, кошмары
  • учащенное сердцебиение
  • суетливое нервное поведение
  • мышечный тонус
  • снижение работоспособности (в этом случае часть внимания уходит на борьбу с тревогой).
Своевременная помощь психолога поможет избежать проблем в будущем.
Но можно разбирать детские травмы и во взрослом состоянии, для этого никогда не поздно.

Как с этим справиться

Методов психологической помощи достаточно много и каждому подойдет своё.
Арт-терапия
Ее задачи: выход агрессии и других негативных чувств, получение материала для психологической диагностики, развитие самоконтроля, развитие творческих способностей ребенка и повышение самооценки.
Творческий мастер-класс: "Лев, карнавал животных и сказочный лес".
Музыкотерапия

Слушая произведения, ребенок настраивается на иную волну, отрешается от происходящего и путем воздействия на бессознательное, может прожить свою ситуацию по-другому.
Драматерапия.

Воспринимая сюжеты на сцене, дети синхронизируют их со своей жизнью, где-то узнают себя и проживают эти моменты заново, порождая различные выходы из сложившейся ситуации.

Танцевальная терапия.

Главная задача — импровизация, путем которой ребенок “вытаскивает” из себя бесконтрольные чувства, расслабляется, отпускает ситуацию.
Игровой тренинг под музыку А. Вивальди
Куклотерапия

Это имитация полученной травмы. Дети могут создать свой кукольный мир, в котором они напишут свой сценарий и поменяют поведение кукол в похожей ситуации.

Скульптуротерапия

Создавая фигуры из различных материалов, работая руками, отключая голову, дети выражают свое внутреннее состояние, свой внутренний мир. Это помогает выплеснуть эмоции наружу и начать путь к выздоровлению.

Фототерапия

Здесь схожие параметры, как и у арт-терапии. Через свою призму эмоций, свой взгляд на жизнь, дети представляют на фото свое мировоззрение.

Почти все из этих методов используются на занятиях “Воспитание искусством”.

Они помогают детям раскрепоститься, “выпустить” ненужные эмоции и наполниться здоровой энергией. Занятия проходят очно в Москве и Санкт-Петербурге, а также в онлайн-формате.

Больше информации на сайте

Занятия “Воспитание искусством” очно в Москве и Санкт-Петербурге. Онлайн-занятия “Воспитание искусством”

Вам могут понравиться и другие наши статьи:

"ТОП-10 занятий для ребенка на лето. Шпаргалка для родителей"

"Умение слушать и слышать — навык, который поможет стать успешным в жизни"

"Быть родителем сложно или как наладить отношения с ребенком"