Статьи

Игра – дело серьёзное. Значение игр в развитии ребёнка

Весь мир – театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Слова великого Шекспира, звучащие в комедии «Как вам это понравится», знакомы каждому. И с великим драматургом нельзя не согласиться: все мы в этом мире играем то одну, то другую роль, определённую и заданную. «Я мама», это не то же самое, что «я жена», «я подруга» или «я сотрудник».

Наше поведение, наши чувства и даже тон, которым мы разговариваем, находясь в той или иной роли, различны.

А ещё мы великие сценаристы: всё время продумываем, как ожидающие нас события будут развиваться. Наше воображение постоянно работает. Мы всё время в ситуации игры.

При этом бывает, что детские игры взрослые не одобряют. «Лучше бы позанимался чем-то полезным, порисовал. Почему опять игрушки разбросаны, стулья перевёрнуты, макароны по всему полу?» - ворчит недовольная бабушка.

Так зачем же всё-таки нужна игра?

Детям дошкольного возраста игры необходимы для развития. Они служат репетицией будущих действий. Дети осваивают через них социальные роли. Они учатся управлять своим поведением, договариваться, следовать инструкциям.

Значение ролевых игр для дошкольников огромно.

Например, игра в доктора помогает ребёнку отрабатывать страхи и сам процесс похода к врачу, лечения.

Играя в магазин, ребёнок учится выстраивать отношения, вести диалог, общаться.

Любимая игра девочек дочки-матери помогает приобрести навыки заботы о других и о самом себе.

Благодаря игре у детей развивается психологическая гибкость. Она помогает искать разные варианты решения проблем, перестраиваться в зависимости от сложившихся условий, переключаться с менее значимых задач на более нужные. Это важный жизненный навык.

Виды игр для детей дошкольного возраста

  • Имитационные

Побуждают к совместным действиям, к произношению слов; вызывают чувство радости от совместных действий. Взрослый выразительно что-то произносит, а малыш слушает и повторяет, имитирует его речь.

  • Сенсорные

Младенец тянется к предметам, трогает их, пробует на вкус, учится брать в руки, водит пальчиками по незнакомой поверхности.

  • Двигательные

Ребёнок учится ориентироваться в пространстве, среди других детей, учится соотносить свои движения, свой бег с теми, кто рядом. Это социализация, умение всё отслеживать.

  • Экспериментальные

Проводить эксперименты любят все: и дети, и взрослые. На познавательной и экспериментальной деятельности построена, например, система Марии Монтессори.

  • Символические

В них ребёнок выражает своё представление о мире. Он замещает одни вещи другими или вовсе отказывается от них. Например, накрывает на стол, расставляет посуду, хотя в руках ничего нет. Такая игра учит ребёнка выражать свои чувства и эмоции, адаптироваться к новым ситуациям, развивает воображение и творческие способности.

  • Экспериментальные

Проводить эксперименты любят все: и дети, и взрослые. На познавательной и экспериментальной деятельности построена, например, система Марии Монтессори.

  • Символические

В них ребёнок выражает своё представление о мире. Он замещает одни вещи другими или вовсе отказывается от них. Например, накрывает на стол, расставляет посуду, хотя в руках ничего нет. Такая игра учит ребёнка выражать свои чувства и эмоции, адаптироваться к новым ситуациям, развивает воображение и творческие способности.

  • Режиссёрские

Ребёнок сам придумывает сценарий. Он режиссёр. Распределяет роли, что кому и как делать. Дети учатся быть как руководителем, так и подчинённым. Развивается речь, воображение, мышление. Происходит всестороннее развитие.

Значение игр для развития детей бесценно. Но самое главное – игра даёт ребёнку представление о мире. Чтобы войти в него, стать умным, дети должны наиграться, понять людей, их поступки, должны приобрести мудрость жизни, научиться решать важные жизненные вопросы играючи.

«Игра — это лучшее, чем может заняться ваш ребенок». Людмила Петрановская