Запомните эти правила, они помогут ребенку влюбиться в чтение
В XXI веке дети сталкиваются с множеством задач в своей жизни. Она настолько разнообразна и насыщенна, что каждому ребенку нужен целый ряд качеств для хорошего развития:
умение работать с информацией
направленность на саморазвитие
любознательность
мотивация
творчество
критическое системное мышление
умение ставить и решать проблемы.
Всё это можно и нужно воспитывать. Как? Через книги. Но не достаточно ее купить и дать ребенку в руки. Нужно проявить участие.
Мама рядом
Одним из важных моментов является создание ритуалов. Чтение на ночь - это не просто какой-то пунктик в детском расписании. Для ребенка - это волшебный момент, когда мама посвящает время именно ему, ни на что не отвлекаясь, выключив телефон, например.
Книга для засыпания должна быть выбрана с той целью, чтобы успокоить ребенка к концу дня, настроить на спокойное пребывание, убаюкать. Здесь хорошо подойдут стихи и колыбельные. Также это могут быть рассказы и повести, которые не несут особой смысловой нагрузки и легки в понимании. Например, “Незнайка” и “Алиса в стране чудес”.
Но главное даже не книга, а возможность побыть с любимым человеком рядом, послушать его голос, поделиться впечатлениями за день и быть услышанным.
Давай расскажу
Если ребенок уже подрос и научился читать, то можно предложить первые книги для самостоятельного прочтения.
Но не торопите события. Следуйте нескольким рекомендациям:
Всему свое время (если он читает хуже сверстников, не спешите, дайте ему время, всё придет, не нужно стоять над ним и понукать, мол, он хуже всех, “давай, так надо”).
Начните с простых понятных рассказов, где в предложении не больше 3-х слов.
Книги должны быть с крупным шрифтом (дальше можно уменьшать с возрастом).
Не надо перегружать скучными произведениями, дети любят динамику и захватывающий сюжет.
Если малышу тяжело — читайте по очереди, включитесь в сам процесс.
Главное сначала не спугнуть. Нужно сформировать интерес к самому процессу. И обязательно дать возможность ребенку передать полученную информацию — поделиться с вами, рассказать ,передать свои эмоции.
Если речь идет о познавательной литературе, то здесь важна ваша роль как родителя. Книги из разряда “Как устроен мозг/тело/Земля” порождают множество вопросов. Будьте готовы на них ответить и не отсылать его смотреть очередной “познавательный” мультик. Также важно выслушать и обсудить интересующие моменты.
Только когда он ее расскажет кому-то, пропустит через себя — тогда будет толк и она отложится в голове.
Не люблю
Так почему же дети не любят читать? Всё просто:
много интернета и легкой информации в видео-формате, который не оставляет шансов на “подумать”, представить что-то в голове самостоятельно
отсюда неразвитое мышление и воображение, отсутствие которых приводит к сложности прочтения книг
негативный прошлый опыт (заставили, сказали надо вот именно это, наказали за оплошность и др.)
рассеянное внимание — особенно у гиперактивных детей и для них важно переводить физическую активность в умственную
слабое эмоциональное развитие и невозможность выражать свои эмоции словами.
Вы, как родитель, можете переломить этот шаблон и привить ребенку любовь к самому процессу. Здесь мы подходим к самому главному.
А давай вместе
Самый большой прорыв в этом деле вы ощутите, когда начнете читать с ребенком вместе.
Речь о таком понятии, как активное чтение. Только вместе со взрослым ребенок сможет прочитать осознанно, подмечать какие-то моменты, обсудить, поделиться мнениями.
Каждая книга дарит для разбора множество ситуаций, которые вы рассмотрите со стороны и наложите свой опыт. Но это будете не вы и не ваш ребенок. Будет осуждение или поощрение главного героя, оценка его поступков и мыслей.
В этот момент фокус ваших порицаний и оценок будет на книжном герое и ребенку от этого будет легче поделиться. Вдруг эта проблема будет схожа с его и он увидит как же нужно было поступить. Но при этом мама не будет злиться, а даст совет, вроде бы, герою. А на самом деле может и не только ему.
Что же даст вашему ребенку совместное прочтение:
внимание к его внутреннему миру, где дают волю его мыслям, но не осуждают
возможность быть на равных (нет правильного взгляда, есть ваши мнения, которые можно обсудить)
диалог, которого очень часто не хватает современным детям (скажите в ответ своему ребенку: “Как ты интересно подметил”, “Отличная мысль, давай это обсудим”— вы увидите как он расцветет)
ваше единение — в таком совместном времени рождается уважение, любовь, искренность.
Со временем вы заметите, что начнете лучше понимать друг друга.
У ребенка появится желание поделиться с вами, посоветоваться, услышать ваше мнение на его сложившуюся ситуацию. Это породит доверие между вами!
Как, когда и сколько
Здесь не важны цифры. Мы не на конкурсе и марафоне.
Главный результат — выработать интерес. Потом он сам потянется к следующей книге и расширит свой кругозор.
Создайте атмосферу, эмоциональное состояние. Не нужно говорить: “ты должен”, “так надо”, “ к завтра нужно прочитать эти 20 стр” и т.д.
Скажите по-другому: “а давай вместе узнаем/прочитаем”, “посмотри как интересно устроено….”, “а как ты думаешь главный герой мог бы….” и др.
Ценность и целостность — задачи совместного чтения!
не высмеивайте поступки
не умиляйтесь его мыслям — это унижает
старайтесь увидеть мир его глазами (свежим “не замыленным” взглядом)
помните — ответ ребенка всегда правильный, потому что это его мнение
не задавайте вопросы, заведомо проверяющие его знания и внимание
читайте внимательно и цепко (если незнакомое слово или понятие — обязательно изучите, ведь оно встретится снова и ребенок будет уже готов)
Важно получать ответы на интересующие вопросы своевременно!
Цепляйтесь за его мысли и вопросы, старайтесь ответить, найти вариант как узнать, и делайте это “здесь и сейчас”, а не завтра. Это “потом” никогда не наступит и вы упустите огонек желания к познанию.
Прочитали - обсудили
Не нужно делать гонку или стремиться к выработке какого-то несуществующего плана.
Важно, чтобы книги не просто пролетали в голове, а оставляли там мысли, умозаключения, характеристики, выводы.
Очень важная вещь здесь — наводящие вопросы. Не нужно спешить всё рассказать сразу ребенку с высоты своего опыта.
Дайте ему тоже подумать, “раскинуть” мозгами. А вы со своей стороны просто подтолкните его. Задайте наводящие вопросы, ответы на которые приведут вас к какому-то выводу, морали.
Каждому приятнее говорить, чем слушать.
Вот и дайте ему такую возможность — высказаться. А потом подхватите его мысль и помогите ее сформулировать (если это нужно), похвалите в конце концов его за то, что он смог подумать, вывести какую-то мысль, проведите аналогию с жизнью людей в быту.
Воспитание чувств
В процессе чтения рождается умение сопереживать героям. Дети начинают приобретать опыт и понимать что же вынудило персонажа на тот или иной поступок. Ведь по сути именно чувства лежат в основе всех наших действий.
Но свободный, волевой человек умеет с ними справляться, приводить после бури эмоций голову в порядок и делать выводы.
К этому стремимся на курсах и мы. Сформировать волевые качества в детях, научить их мыслить, привить желание к саморазвитию и научиться управлять собой.
Ведь “Воспитание искусством” - это уникальный проект, помогающий родителям и педагогам соединиться с детьми через книги, музыку, понять и прочувствовать вместе с ними интересные важные моменты.