Статьи

Запомните эти правила, они помогут ребенку влюбиться в чтение

В XXI веке дети сталкиваются с множеством задач в своей жизни. Она настолько разнообразна и насыщенна, что каждому ребенку нужен целый ряд качеств для хорошего развития:

  • умение работать с информацией
  • направленность на саморазвитие
  • любознательность
  • мотивация
  • творчество
  • критическое системное мышление
  • умение ставить и решать проблемы.
Всё это можно и нужно воспитывать. Как? Через книги. Но не достаточно ее купить и дать ребенку в руки. Нужно проявить участие.

Мама рядом

Одним из важных моментов является создание ритуалов. Чтение на ночь - это не просто какой-то пунктик в детском расписании. Для ребенка - это волшебный момент, когда мама посвящает время именно ему, ни на что не отвлекаясь, выключив телефон, например.
Книга для засыпания должна быть выбрана с той целью, чтобы успокоить ребенка к концу дня, настроить на спокойное пребывание, убаюкать. Здесь хорошо подойдут стихи и колыбельные. Также это могут быть рассказы и повести, которые не несут особой смысловой нагрузки и легки в понимании. Например, “Незнайка” и “Алиса в стране чудес”.
Но главное даже не книга, а возможность побыть с любимым человеком рядом, послушать его голос, поделиться впечатлениями за день и быть услышанным.

Давай расскажу

Если ребенок уже подрос и научился читать, то можно предложить первые книги для самостоятельного прочтения.
Обсуждение на занятии с детьми
Но не торопите события. Следуйте нескольким рекомендациям:
  1. Всему свое время (если он читает хуже сверстников, не спешите, дайте ему время, всё придет, не нужно стоять над ним и понукать, мол, он хуже всех, “давай, так надо”).
  2. Начните с простых понятных рассказов, где в предложении не больше 3-х слов.
  3. Книги должны быть с крупным шрифтом (дальше можно уменьшать с возрастом).
  4. Не надо перегружать скучными произведениями, дети любят динамику и захватывающий сюжет.
  5. Если малышу тяжело — читайте по очереди, включитесь в сам процесс.
Главное сначала не спугнуть. Нужно сформировать интерес к самому процессу. И обязательно дать возможность ребенку передать полученную информацию — поделиться с вами, рассказать ,передать свои эмоции.
Если речь идет о познавательной литературе, то здесь важна ваша роль как родителя. Книги из разряда “Как устроен мозг/тело/Земля” порождают множество вопросов. Будьте готовы на них ответить и не отсылать его смотреть очередной “познавательный” мультик. Также важно выслушать и обсудить интересующие моменты.
Только когда он ее расскажет кому-то, пропустит через себя — тогда будет толк и она отложится в голове.

Не люблю

Так почему же дети не любят читать? Всё просто:
  • много интернета и легкой информации в видео-формате, который не оставляет шансов на “подумать”, представить что-то в голове самостоятельно
  • отсюда неразвитое мышление и воображение, отсутствие которых приводит к сложности прочтения книг
  • негативный прошлый опыт (заставили, сказали надо вот именно это, наказали за оплошность и др.)
  • рассеянное внимание — особенно у гиперактивных детей и для них важно переводить физическую активность в умственную
  • слабое эмоциональное развитие и невозможность выражать свои эмоции словами.
Занятие в старшей группе
Вы, как родитель, можете переломить этот шаблон и привить ребенку любовь к самому процессу. Здесь мы подходим к самому главному.

А давай вместе

Самый большой прорыв в этом деле вы ощутите, когда начнете читать с ребенком вместе.
Речь о таком понятии, как активное чтение. Только вместе со взрослым ребенок сможет прочитать осознанно, подмечать какие-то моменты, обсудить, поделиться мнениями.
Каждая книга дарит для разбора множество ситуаций, которые вы рассмотрите со стороны и наложите свой опыт. Но это будете не вы и не ваш ребенок. Будет осуждение или поощрение главного героя, оценка его поступков и мыслей.
В этот момент фокус ваших порицаний и оценок будет на книжном герое и ребенку от этого будет легче поделиться. Вдруг эта проблема будет схожа с его и он увидит как же нужно было поступить. Но при этом мама не будет злиться, а даст совет, вроде бы, герою. А на самом деле может и не только ему.
Что же даст вашему ребенку совместное прочтение:
  • внимание к его внутреннему миру, где дают волю его мыслям, но не осуждают
  • возможность быть на равных (нет правильного взгляда, есть ваши мнения, которые можно обсудить)
  • диалог, которого очень часто не хватает современным детям (скажите в ответ своему ребенку: “Как ты интересно подметил”, “Отличная мысль, давай это обсудим”— вы увидите как он расцветет)
  • ваше единение — в таком совместном времени рождается уважение, любовь, искренность.
Со временем вы заметите, что начнете лучше понимать друг друга.
У ребенка появится желание поделиться с вами, посоветоваться, услышать ваше мнение на его сложившуюся ситуацию. Это породит доверие между вами!

Как, когда и сколько

Здесь не важны цифры. Мы не на конкурсе и марафоне.
Главный результат — выработать интерес. Потом он сам потянется к следующей книге и расширит свой кругозор.
Занятие с детьми по "Воспитанию искусством"
Создайте атмосферу, эмоциональное состояние. Не нужно говорить: “ты должен”, “так надо”, “ к завтра нужно прочитать эти 20 стр” и т.д.
Скажите по-другому: “а давай вместе узнаем/прочитаем”, “посмотри как интересно устроено….”, “а как ты думаешь главный герой мог бы….” и др.
Ценность и целостность — задачи совместного чтения!
  • не высмеивайте поступки
  • не умиляйтесь его мыслям — это унижает
  • старайтесь увидеть мир его глазами (свежим “не замыленным” взглядом)
  • помните — ответ ребенка всегда правильный, потому что это его мнение
  • не задавайте вопросы, заведомо проверяющие его знания и внимание
  • читайте внимательно и цепко (если незнакомое слово или понятие — обязательно изучите, ведь оно встретится снова и ребенок будет уже готов)
Важно получать ответы на интересующие вопросы своевременно!
Цепляйтесь за его мысли и вопросы, старайтесь ответить, найти вариант как узнать, и делайте это “здесь и сейчас”, а не завтра. Это “потом” никогда не наступит и вы упустите огонек желания к познанию.

Прочитали - обсудили

Не нужно делать гонку или стремиться к выработке какого-то несуществующего плана.
Важно, чтобы книги не просто пролетали в голове, а оставляли там мысли, умозаключения, характеристики, выводы.
Дети "проживают" и далее будут протанцовывать сказку на занятиях Воспитание искусством
Прочитав книгу, отрывок, главу — остановитесь, обсудите, порассуждайте.
Очень важная вещь здесь — наводящие вопросы. Не нужно спешить всё рассказать сразу ребенку с высоты своего опыта.
Дайте ему тоже подумать, “раскинуть” мозгами. А вы со своей стороны просто подтолкните его. Задайте наводящие вопросы, ответы на которые приведут вас к какому-то выводу, морали.
Каждому приятнее говорить, чем слушать.
Вот и дайте ему такую возможность — высказаться. А потом подхватите его мысль и помогите ее сформулировать (если это нужно), похвалите в конце концов его за то, что он смог подумать, вывести какую-то мысль, проведите аналогию с жизнью людей в быту.

Воспитание чувств

В процессе чтения рождается умение сопереживать героям. Дети начинают приобретать опыт и понимать что же вынудило персонажа на тот или иной поступок. Ведь по сути именно чувства лежат в основе всех наших действий.
Занятие по методике "Воспитание искусством"
Но свободный, волевой человек умеет с ними справляться, приводить после бури эмоций голову в порядок и делать выводы.

К этому стремимся на курсах и мы. Сформировать волевые качества в детях, научить их мыслить, привить желание к саморазвитию и научиться управлять собой.

Ведь “Воспитание искусством” - это уникальный проект, помогающий родителям и педагогам соединиться с детьми через книги, музыку, понять и прочувствовать вместе с ними интересные важные моменты.

Будем рады помочь и вам!

Вам могут быть интересны и другие наши статьи:

"Умение слушать и слышать - навык, который поможет стать успешным в жизни"

"6 ступеней привязанности или как наполнить ребенка энергией"

"Свободное фортепиано": ожидания родителей и реальность"