Статьи

Эмоциональный интеллект – база для успешного развития ребёнка

Один богатый человек увидел прекрасную трёхэтажную башню с балконом на верхнем этаже, с которого открывался великолепный вид на окрестности. «Хочу такую башню, хочу по утрам любоваться природой, пить кофе, глядя на красоту вокруг».

Он позвал плотника и приказал построить ему такую же. «Только без первого и второго этажа. Они мне не нужны. Построй только третий».

Все доводы разумного работника о том, что это не реально, сначала – первый этаж, потом – второй, а главное – нужен фундамент, были бесполезны.

Так и в жизни: мы хотим получить всё лучшее и в готовом виде, при этом не всегда задумываемся, что нужно для этого сделать, что сформировать.

Мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, смелыми, коммуникабельными, успешными во всём, но порой считаем, что с возрастом это придёт само собой.

Ребёнок – часть семейной системы, он всё впитывает из неё. Хотим мы этого или нет, но все члены семьи закладывают в ребёнке основные качества характера своей реакцией, обратной связью на те или иные события. Семья учит тому, как всё в мире устроено, какие в нём ценности, формирует мировоззрение.

При этом всё должно быть целесообразно и вовремя. Некоторые родители очень рано отдают ребёнка на английский язык или ментальную математику, заботясь о развитии интеллекта. Но они никак не развивают эмоциональность малышей. И это большая ошибка. Эмоциональный интеллект – база, на которой интеллект развивается осознаннее и быстрее.

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность человека понимать, какое чувство он испытывает, и умение при необходимости свою эмоцию, реакцию изменить. Это способность людей при одной и той же ситуации вести себя по-разному.

Реакция человека на происходящее вокруг – это его мировоззрение, и оно не хорошее и не плохое. Оно различно у каждого. Можно поворчать, можно улыбнуться, можно испугаться или подумать и сделать вывод, прежде чем что-то предпринять. Люди по-разному реагируют на ситуации, и то, как они реагируют, как смотрят на мир, с чем идут по жизни – это закладывается в детстве, до 7 лет.

Самое благотворное развитие ребенка происходит в безопасном психологическом пространстве. Это среда, в которой малыш свободен в своих проявлениях: словах, действиях, поступках, высказываниях, желаниях и мыслях. Это благополучный, позитивный эмоциональный фон семьи.

Что разрушает безопасное пространство?

1. Высмеивание

Даже безобидная шутливая реакция родителей на что-либо, сделанное ребёнком, может отпугнуть навсегда.

2. «Спасательство»

Мама хочет во всём помогать малышу: кормить его, одевать, убирать игрушки. Тем самым она как будто признает несостоятельность ребёнка, неспособность его выполнить всё самостоятельно.

3. Совет без запроса

Давать советы – болезнь общества, спасать и советовать без запроса.

У ребенка нужно спрашивать: ты хочешь услышать мое мнение по поводу того, что ты сделал?

4. Разрушение рядом

Порой взрослые не контролируют свои эмоции: могут кричать, бить посуду, буквально выходить из себя. Это лишает ребёнка безопасного пространства. Нужно работать над собой, работать с гневом. Чувствуем, что накапливается раздражение – выйти из комнаты, подышать, попить воды.

5. Запугивание

Нельзя пугать непослушных детей детским домом, врачами или полицейскими. Это может вызвать у ребёнка стресс.

Нельзя: «Не будешь чистить зубы, придется идти к врачу, это больно».

Надо: «Будешь чистить зубы – будет красивая улыбка, здоровые, белоснежные зубы», - мотивировать сделать что-то по собственному желанию, а не бежать от чего-то.
6. Критика

Ребёнку нужна не критика, а обратная позитивная связь.

Нельзя: «Поделка у тебя так себе, кривоватая».

Надо: «Поделка хорошо получилась, но можно было бы ещё тут то-то добавить, это сделать так-то».

Пусть ребёнок переделает, если захочет, увидит в этом смысл.

7. Осуждение

Не надо ругать ребёнка за драку, за то, что отобрал что-то. Нужно не осуждать, а спрашивать: «Что ты чувствовал, когда это произошло? А сейчас что чувствуешь? Что планируешь с этим делать? Чем я могу тебе помочь?»

Если осудить хотя бы один раз признавшегося в чём-то ребёнка, вряд ли он поделится с вами ещё раз.

8. Обесценивание

Не надо обесценивать боль, запрещать ребёнку чувствовать и проявлять эмоции («не кричи», «не плачь», «до свадьбы заживёт»), обесценивать труд из-за завышенных требований («4» за контрольную? А почему не «5»?).

Боль нужно прожить вместе. Это СОчувствие. Обесценивание из-за завышенных требований может привести к тому, что ребёнок закроется, перестанет делиться. Станет в своей семье чужим человеком.

9. Манипуляция

Это действия, когда вы заведомо знаете, что человек откажется. Уговоры хитрыми способами. Это лишает доверия, лишает безопасности.

10. Боязнь за другого

Боязнь что-то рассказать, ранить ребёнка каким-то событием. Лишения тоже нужно учить проживать.

Родителям важно научиться отделять ребёнка от действий, которые он совершает. Ребёнок должен знать: он всегда хороший, вы его всегда любите.

«Я тебя люблю, но поведение сегодня было ужасно. Мне было стыдно, больно…». Мы называем свои чувства. Но: «Ты хороший всегда».

Нельзя забывать про искусство: литература, живопись, музыка не только вызывают разные эмоции, но и тренируют чувство прекрасного, формируют эстетический вкус.

Создавая безопасное пространство, родители стимулируют развитие ребёнка: развитие его творческих способностей и волевых качеств. А эмоциональный интеллект – база, которая поможет в общении, укрепит уверенность, повысит успешность учёбы, научит контролировать себя и разбираться в людях.

Для развития эмоционального интеллекта можно почитать с ребёнком:

1. Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;

2. Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;

3. Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;

4. Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;

5. М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;

6. Серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер»;

7. Михаил Яснов «Большая книга эмоций»