Как методика Г.И. Шатковского помогает развить музыкальный слух
Многие педагоги по фортепиано не раз задавались вопросом: почему на сольфеджио вся теория разбросана на множество лет, что значительно затрудняет обучение и создает некий хаос в голове учеников.
Об этом же думал и известный педагог-практик, доцент и создатель уникальной методики — Г.И. Шатковский. Он отводил развитию музыкального слуха главную роль и посвятил этому свое учение.
Об этом и многом другом был разговор на эфире клуба «Свободное фортепиано» с супругой и последователем Г.И. Шатковского – Натальей Шатковской, в который посвятим и вас.
Суть методики
Шатковский начал свою работу с борьбы с классической школой музыки и ее манере преподавания теории фортепиано.
По его мнению, сольфеджио — это не просто теория, а основа музыкального образования, которая должна стать опорой для дальнейшей учебы.
Вместо привычных теоретических уроков, он ломал стереотипы и сажал на занятиях по сольфеджио детей вокруг себя и инструмента. Это было крайне важным условием — видеть, а главное, слышать всё, что изучается. Это создавало чувство единения всех учеников и музыки, что крайне положительно влияло на формирование музыкального слуха.
Главная идея методики Шатковского заключается в концентрации освоения теории в самые сжатые сроки.
На раннем этапе обучения, т.е. самым маленьким детям преподается полностью музыкальная основа, а позднее она повторяется (как по циклу), но уже с дополнениями и уточнениями.
Сольфеджио по системе Шатковского — живое знание, которое приводит ребенка к пониманию основ музыки, умению импровизировать, сочинять, подбирать по слуху.
Что за чем
Методика Г.И.Шатковского подразумевает постепенное и логическое построение теории, когда изучение происходит шаг за шагом:
Лады
Ступени
Интервалы
Трезвучия
Септаккорды
Кластеры.
Кроме того, каждый материал изучается сразу в разнообразии тональностей. Поэтому педагог выделил и различные способы развития музыкального материала:
Выдержанные звуки
Гармонические фигурации
Ритмические фигурации
Перемещение аккордов
Мелодические фигурации.
Ценность методики в том, что подача теории идет в неотъемлемой связи с практикой. Каждая новая изученная деталь отрабатывается на инструменте.
Секрет методики
Уникальность методики развития музыкального слуха заключается в :
Систематизации
Творческом освоении теории
Движении теоретического материала по спирали (с каждым новым витком к основе добавляются детали и практические навыки)
Способах развития музыкального материала.
Обязательным условием обучения Г.И. Шатковский выделял транспонирование музыки.
«Каждый ребенок может овладеть языком музыкального искусства как своим родным»
Кроме того, педагог никогда не оценивал детей.
Он предоставлял каждому поле для творчества. А потом вместе с группой они слушали домашнее задание, например, хвалили (ребенок ведь старался, надо было отметить что-то хорошее) и дальше высказывали какие-то пожелания (критику).
Г.И.Шатковский всегда разговаривал с учениками уважительно, как со взрослыми.
Лучше в системе
Методика Шатковского, как нельзя лучше, дополняет авторскую методику «Свободное фортепиано» Т.И. Смирновой. Если первая систематизирует теоретический материал и делает его понятным на практике. То вторая дает основы практических навыков и делает ученика:
Свободным в музицировании
Активным в импровизации
Легким в запоминании.
Методика развития музыкального слуха Г.И. Шатковского подойдет:
Частным преподавателям, у которых нет отдельной дисциплины «сольфеджио»
Педагогам по сольфеджио, которые хотят превратить свой предмет в любимый для учеников
Преподавателям теоретических дисциплин, чтобы по-новому взглянуть на систему обучения теории фортепиано.
А методика Т.И. Смирновой «Свободное фортепиано» уникально дополнит методику Шатковского для всех, кто хочет:
Превратить игру на инструменте в удовольствие
Поменять свой подход к обучению учеников
Подарить свободу импровизации себе и подопечным.
Еще больше вы можете узнать о методике Г.И.Шатковского, посмотрев полную версию эфира в клубе «Свободное фортепиано».
Там же вы найдете увлекательный рассказ супруги автора с ее музыкальным подкреплением в виде примеров из самой методики.