Статьи

Как методика Г.И. Шатковского помогает развить музыкальный слух

Многие педагоги по фортепиано не раз задавались вопросом: почему на сольфеджио вся теория разбросана на множество лет, что значительно затрудняет обучение и создает некий хаос в голове учеников.
Об этом же думал и известный педагог-практик, доцент и создатель уникальной методики — Г.И. Шатковский. Он отводил развитию музыкального слуха главную роль и посвятил этому свое учение.
Об этом и многом другом был разговор на эфире клуба «Свободное фортепиано» с супругой и последователем Г.И. Шатковского – Натальей Шатковской, в который посвятим и вас.

Суть методики

Шатковский начал свою работу с борьбы с классической школой музыки и ее манере преподавания теории фортепиано.
По его мнению, сольфеджио — это не просто теория, а основа музыкального образования, которая должна стать опорой для дальнейшей учебы.
Вместо привычных теоретических уроков, он ломал стереотипы и сажал на занятиях по сольфеджио детей вокруг себя и инструмента. Это было крайне важным условием — видеть, а главное, слышать всё, что изучается. Это создавало чувство единения всех учеников и музыки, что крайне положительно влияло на формирование музыкального слуха.
Главная идея методики Шатковского заключается в концентрации освоения теории в самые сжатые сроки.
Многие педагоги по фортепиано не раз задавались вопросом: почему на сольфеджио вся теория разбросана на множество лет, что значительно затрудняет обучение и создает некий хаос в голове учеников.-2
На раннем этапе обучения, т.е. самым маленьким детям преподается полностью музыкальная основа, а позднее она повторяется (как по циклу), но уже с дополнениями и уточнениями.
Сольфеджио по системе Шатковского — живое знание, которое приводит ребенка к пониманию основ музыки, умению импровизировать, сочинять, подбирать по слуху.

Что за чем

Методика Г.И.Шатковского подразумевает постепенное и логическое построение теории, когда изучение происходит шаг за шагом:
  • Лады
  • Ступени
  • Интервалы
  • Трезвучия
  • Септаккорды
  • Кластеры.
Многие педагоги по фортепиано не раз задавались вопросом: почему на сольфеджио вся теория разбросана на множество лет, что значительно затрудняет обучение и создает некий хаос в голове учеников.-3
Кроме того, каждый материал изучается сразу в разнообразии тональностей. Поэтому педагог выделил и различные способы развития музыкального материала:
  • Выдержанные звуки
  • Гармонические фигурации
  • Ритмические фигурации
  • Перемещение аккордов
  • Мелодические фигурации.
Ценность методики в том, что подача теории идет в неотъемлемой связи с практикой. Каждая новая изученная деталь отрабатывается на инструменте.

Секрет методики

Уникальность методики развития музыкального слуха заключается в :
  • Систематизации
  • Творческом освоении теории
  • Движении теоретического материала по спирали (с каждым новым витком к основе добавляются детали и практические навыки)
  • Способах развития музыкального материала.
Обязательным условием обучения Г.И. Шатковский выделял транспонирование музыки.
Многие педагоги по фортепиано не раз задавались вопросом: почему на сольфеджио вся теория разбросана на множество лет, что значительно затрудняет обучение и создает некий хаос в голове учеников.-4
«Каждый ребенок может овладеть языком музыкального искусства как своим родным»
Кроме того, педагог никогда не оценивал детей.
Он предоставлял каждому поле для творчества. А потом вместе с группой они слушали домашнее задание, например, хвалили (ребенок ведь старался, надо было отметить что-то хорошее) и дальше высказывали какие-то пожелания (критику).
Г.И.Шатковский всегда разговаривал с учениками уважительно, как со взрослыми.

Лучше в системе

Методика Шатковского, как нельзя лучше, дополняет авторскую методику «Свободное фортепиано» Т.И. Смирновой. Если первая систематизирует теоретический материал и делает его понятным на практике. То вторая дает основы практических навыков и делает ученика:
  • Свободным в музицировании
  • Активным в импровизации
  • Легким в запоминании.
Методика развития музыкального слуха Г.И. Шатковского подойдет:
  • Частным преподавателям, у которых нет отдельной дисциплины «сольфеджио»
  • Педагогам по сольфеджио, которые хотят превратить свой предмет в любимый для учеников
  • Преподавателям теоретических дисциплин, чтобы по-новому взглянуть на систему обучения теории фортепиано.
Многие педагоги по фортепиано не раз задавались вопросом: почему на сольфеджио вся теория разбросана на множество лет, что значительно затрудняет обучение и создает некий хаос в голове учеников.-5
А методика Т.И. Смирновой «Свободное фортепиано» уникально дополнит методику Шатковского для всех, кто хочет:
  • Превратить игру на инструменте в удовольствие
  • Поменять свой подход к обучению учеников
  • Подарить свободу импровизации себе и подопечным.
Еще больше вы можете узнать о методике Г.И.Шатковского, посмотрев полную версию эфира в клубе «Свободное фортепиано».
Там же вы найдете увлекательный рассказ супруги автора с ее музыкальным подкреплением в виде примеров из самой методики.
А вы хотели бы научиться обучать по-новому?