Создание правильной атмосферы в семье — залог воспитания цельной, самодостаточной, порядочной личности.
Каждый ребенок достоин внимания и заботы своих родителей. Но в каком количестве и как ее проявлять знаем мы не всегда.
Светлана Бектимирова, семейный психолог, ведущий преподаватель по методике "Воспитание искусством “Воспитание искусством” рассказала как не стать сложными родителями и мы с удовольствием поделимся этой информацией.
Не оправдало ожидания
Одним из главных заблуждений родителей является эффект завышенного ожидания. Это касается многих аспектов. Начиная с ребенка, заканчивая педагогом (занятием).
Родитель зачастую перекладывает свои не реализовавшиеся амбиции на будущее ребенка и думает, что он то уж обязательно должен стать первоклассным юристом, врачом, танцором, философом и т.д.
И это в корне неправильно. Каждый человек живет свою жизнь и главная задача родителя — разглядеть и развить именно те уникальные способности своего ребенка, которыми наделен именно он от природы.
Для этого просто надо быть чуточку внимательнее и наблюдательнее к своему чаду, начиная с самых малых лет.
Если мы говорим о процессе обучения, то здесь родителям не стоит бросаться в омут с головой и ждать точно таких же результатов от занятий, как у Пети Иванова из соседнего класса, например, а стоит довериться профессионалу и следовать его рекомендациям.
Идеальной картинки по созданию семьи, рождению и воспитанию ребенка в ней, которую обычно все себе представляют, не существует. И это нужно принять.
У каждого из детей свой путь взросления, восприятия и наша задача (педагогов и родителей) — нести знания и опыт, доносить ценности. А как быстро ребенок примет это всё — очень индивидуально.
Поэтому когда на занятиях “Воспитание искусством” родители спрашивают: “ну когда же что-то получится”, “мы всё ходим и ходим”, то ответ очень простой: не ждите сиюминутного результата, не ориентируйтесь на ожидания социума и какую-то критику, наберитесь терпения. Никто ведь не знает с какой позиции вы начали, какие были заложены основы в семье и каких результатов вы планируете достичь. У каждого свой путь. Помните только одно.
Ваш ребенок уникален. В нем тоже есть потрясающие и выдающиеся качества, которые выделяют его среди других. Нужно только суметь их разглядеть и развить.
Педагог от Бога
Безусловно, в этом процессе главенствующую роль занимает педагог. И от его отношения и расположения к детям зависит насколько долгим и приятным будет процесс развития и взросления.
Формула работы педагога проста и сложна одновременно:
- быть терпеливым и внимательным
- найти подход к каждому ребенку
- формировать лучшие положительные качества детей и направить их в сторону развития
- не концентрироваться на неудаче, а выделить положительный момент и предложить варианты дальнейшего развития
- взаимодействовать с родителями, чтобы воспитание лучших качеств было на всех уровнях.
Все эти правила соблюдают и наши педагоги, которые работают с детьми и родителями по программе “Воспитание искусством”.
Кто в доме главный
В любом случае начнете вы такую плодотворную работу с ребенком в маленьком возрасте или уже в более осознанном — зависит от вашего желания. Чем раньше, тем лучше, конечно. При осознанном включении в этот процесс будет и результат, просто путь будет разным по времени.
А фундаментом для старта послужит ваша семья и построенная в ней иерархия.
Как отмечает наш ведущий педагог “Воспитания искусством” Светлана Бектимирова, бывают семьи, где родитель приходит с запросом об истерическом поведении ребенка, или о его невнимательности, или об отсутствии связи с ребенком.
Здесь нет ответа, что ребенок плохой и отбился от рук. Тут вопрос об атмосфере в семье, которая создается изо дня в день.
Если, например, мама пришла с работы уставшая, а дома папа, который еще мыслями на работе и ребенок, который требует помощи с уроками.
То здесь что делает обычно мама? Бежит всем на помощь и старается успеть везде.
И это неправильно!
Чтобы подарить энергию другим, отдать ее, потратить время и свои ресурсы внутренние, их нужно наполнить.
Надо начать с себя, со своего наполнения, отдыха, восполнения сил и только потом направиться с новым “багажом” к близким.
То есть в иерархии дома у каждого члена семьи наверху будет сам этот человек. В нашем примере — мама.
Далее идет муж и только потом дети.
Если вы после себя поставите детей, то муж выпадает из этой пирамидки и с таким раскладом рано или поздно он, к сожалению, может выпасть из семьи. Очень важно помнить, что в первую очередь вы — пара. И ваши взаимоотношения важны при создании дальнейшей атмосферы в доме.
Какую энергию вы можете подарить детям, если между вами постоянные ссоры и ругань? Никакую. Держите эту связь и дети сами почувствуют и поймут важность и ценность семьи.
Если по какой-то причине половинки у вас нет, то это не повод заполнять пустоту детьми. Ваша личная жизнь должна иметь место быть, а дети так и остаются на третей ступеньке.
Им там хорошо. Они не чувствуют, что где-то на последнем месте. Они под вашей защитой.
Друг или враг
Что касается самого воспитания, то родители, как правило, делятся здесь на 2 лагеря: авторитарный режим (ничего нельзя, всё строго под контролем) и либеральный (разрешаю всё, запретов никаких).
И это конечно же неправильно. Есть третий способ.
Воспитание должно быть авторитетным!
При правильной иерархии в семье родитель становится не другом и не врагом, он становится авторитетом, на который хочется равняться.
Не нужно копировать или самоутверждаться за счет ребенка. Просто в силу возраста дети не могут оценить полноценно ситуацию и принять решение.
Тут в помощь родители, они направляют и берут на себя ответственность.
Ведь в возрасте 3-4 лет ребенок вряд ли до конца осознает что ему нужно одеть в такую погоду и какой продукт лучше съесть. А вот с выбором цвета тарелки или вкуса варенья к каше он может справиться. И в этом он будет чувствовать свое участие, что родители считаются и с его мнением тоже.
Более старший ребенок способен порассуждать, высказаться, получить некую мотивацию к действию. Но все равно решение останется за родителем, поскольку он более опытный и несет ответственность за своего ребенка.
В переходном возрасте мы все чаще можем столкнуться с нестабильными эмоциональными всплесками, возможно истериками. Это не хорошо, но и не плохо. Это нормально.
Здесь как никогда важно ваше участие. Принимая решение, которое возможно будет не по душе и вызовет шквал эмоций, вы не будете плохим родителем. Вы примите свое авторитетное решение и проживете все эмоции вместе.
Тут в помощь родители, они направляют и берут на себя ответственность.
Ведь в возрасте 3-4 лет ребенок вряд ли до конца осознает что ему нужно одеть в такую погоду и какой продукт лучше съесть. А вот с выбором цвета тарелки или вкуса варенья к каше он может справиться. И в этом он будет чувствовать свое участие, что родители считаются и с его мнением тоже.
Более старший ребенок способен порассуждать, высказаться, получить некую мотивацию к действию. Но все равно решение останется за родителем, поскольку он более опытный и несет ответственность за своего ребенка.
В переходном возрасте мы все чаще можем столкнуться с нестабильными эмоциональными всплесками, возможно истериками. Это не хорошо, но и не плохо. Это нормально.
Здесь как никогда важно ваше участие. Принимая решение, которое возможно будет не по душе и вызовет шквал эмоций, вы не будете плохим родителем. Вы примите свое авторитетное решение и проживете все эмоции вместе.
Как раз в такие моменты нужно не отправлять ребенка в комнату “подумать о своем поведении”, а спокойно аргументировать свою позицию и побыть с ним рядом, подставить плечо если он вдруг плачет, выслушать все его эмоции.
Какое решение он может принять на таком дисбалансе и буре внутри — необдуманное, спонтанное, о котором возможно пожалеет. А вы наоборот — подскажете как правильно, с высоты опыта не будете столь эмоциональны.
Ваша задача — побыть рядом, обнять, выслушать, просто подождать. И научить ребенка “проживать” такие эмоции.
Ведь никто не знает что уготовано ему судьбой дальше. Мы с вами прекрасно знаем, что на пути будут встречаться разные люди, разные ситуации, разные решения. И чем раньше он начнет учиться адаптироваться и искать решения в них, тем лучше.
Вернемся к тому запросу, который родитель внес нашему педагогу. Нестабильное состояние ребенка, истерика, непослушание.
Всё это, как раз, результат того, что в какой-то момент ему не объяснили что с этим делать, как выйти из этого состояния, просто не поддержали и не побыли рядом.
В этом плане программа “Воспитание искусством” — идеальная площадка для старта, для построения нужных связей в семье, для адаптации к окружающему миру.
Приходят в нашу программу в разном возрасте и достигают разных результатов. Просто у каждого свой путь.
С удовольствием поможем и вам!
Вам могут быть интересны и другие наши статьи:
"Как научить ребенка самостоятельности"
"6 ступеней привязанности или как наполнить ребенка энергией"
"Секреты обучения музыке. Развенчиваем мифы"
Какое решение он может принять на таком дисбалансе и буре внутри — необдуманное, спонтанное, о котором возможно пожалеет. А вы наоборот — подскажете как правильно, с высоты опыта не будете столь эмоциональны.
Ваша задача — побыть рядом, обнять, выслушать, просто подождать. И научить ребенка “проживать” такие эмоции.
Ведь никто не знает что уготовано ему судьбой дальше. Мы с вами прекрасно знаем, что на пути будут встречаться разные люди, разные ситуации, разные решения. И чем раньше он начнет учиться адаптироваться и искать решения в них, тем лучше.
Вернемся к тому запросу, который родитель внес нашему педагогу. Нестабильное состояние ребенка, истерика, непослушание.
Всё это, как раз, результат того, что в какой-то момент ему не объяснили что с этим делать, как выйти из этого состояния, просто не поддержали и не побыли рядом.
В этом плане программа “Воспитание искусством” — идеальная площадка для старта, для построения нужных связей в семье, для адаптации к окружающему миру.
Приходят в нашу программу в разном возрасте и достигают разных результатов. Просто у каждого свой путь.
С удовольствием поможем и вам!
Вам могут быть интересны и другие наши статьи:
"Как научить ребенка самостоятельности"
"6 ступеней привязанности или как наполнить ребенка энергией"
"Секреты обучения музыке. Развенчиваем мифы"