Статьи

Как перевести ребенка на саморазвитие или воспитываем самостоятельность дома

В интернете сегодня можно найти тысячи инструкций о том, как развить самостоятельность в ребенке. Но все они дают теоретический материал, не давая при этом самого главного — практических рекомендаций.
Уникальная методика “Воспитание искусством” с первого занятия ищет подход к каждому ребенку, не вгоняя его в стандартные рамки.
Автор методики Татьяна Смирнова делится секретными разработками о том, что же такого происходит на занятиях и почему с каждым годом обучения ее выпускники удивляют своими способностями критического мышления и системой убеждений (правильно выстроенных ценностей).
Ведь именно эти качества дают основу для развития самостоятельной личности.
Разберем с вами основные моменты и примеры.

Свобода действия

Попадая на занятия “Воспитание искусством”, ребенок в новой среде и может быть стеснительным, зажатым. Это нормально.
Преподаватель предлагает ему самостоятельно выбрать свободный стульчик и поясняет, что это его дом.
Если он не захочет во время игры вставать с него, то может этого и не делать. Если не захочет отвечать на какой-то вопрос, то настаивать и принуждать его никто не будет.
Ребенку сразу дается полная свобода выбора и только, исходя из его собственной воли, он делает те или иные шаги.
Так он чувствует себя под защитой и постепенно раскрывается.

Притча “Лягушонок”

Одной из первых притч, которые разбираются на занятии с малышами, является притча “Лягушонок”
Вкратце (на занятии, конечно, читают целиком и с пояснениями): лягушонок всегда с мамой, под ее защитой и заботой. Приходят другие лягушата и зовут играть. Вместе уходят. Попадают в колею на дороге. Все выбираются, кроме лягушонка. Он зовет на помощь. Никто не помогает, но бегут звать маму. На встречу трактор. И в моменте лягушонок выбирается, так как боится быть задавленным.

Прибегает мама, а лягушонок радостно ей кричит: “Я сам выбрался!”.

Эта притча разыгрывается всеми детьми по ролям и переживается ими каждый момент, каждая эмоция и деталь.

А главное — дети чувствуют, что лягушонок испытывает неподдельную радость и восторг от того, что делает что-то самостоятельно.

После изучения притчи таким образом, преподаватель задает один за другим вопросы детям, на которые они в силах ответить. И в этом рождается истина.

Например: “На кого возложил ответственность лягушонок за свое спасение?”, “О чем он думал: как спастись или кто спасет?”, “Он пользовался своими способностями?” и т.д.

Вопросов очень много.
Дети на групповом занятии "Воспитание искусством"
Но, приходя домой, маме важно закрепить материал. Прожить его в стенах дома. После проживания совместных эмоций внутри семьи, ребенок будет практиковаться, чтобы ощутить снова и снова эти эмоции восторга от проделанной работы своими руками.

Поиграем

Кроме притч, в процессе обучения используются игры.
Одна из них очень проста. Суть в том, чтобы разложить самое простое задание на этапы.
Ведь требовать результат от ребенка можно только тогда, когда вы научили, показали как.
Он не знает как убрать в комнате, например, потому что не знает последовательности действий, а значит не сможет это повторить самостоятельно.
Возьмите пустые карточки (листочки) и напишите на каждом действия от первого до последнего: достать веник или тряпочку, намочить тряпочку, протереть пыль на открытых поверхностях, сполоснуть тряпочку, повесить ее сушить.
Казалось бы, это элементарно, но ребенок изначально этого не знает.
Так, начиная с простых действий, с возрастом мы их усложняем. Но алгоритм ребенку будет уже понятен. И в какой-то момент он может проявить инициативу и самостоятельно найти эти этапы для достижения новой желаемой цели.

Карнавал животных

Кроме литературы, на занятиях по методике “Воспитание искусством”, используется также музыка.
Музыкальное занятие
Одной из первых, например, педагог предлагает послушать и разобрать “Карнавал животных” К. Сен-Санса.
В этом музыкальном произведении таится целый спектр ролей и эмоций.
Так лев, царь зверей, держит руководство над всеми животными и только одним рыком (не более) показывает, что кто-то выбился из общей стаи.
Так и на занятиях, педагог, погрозив тихонько пальчиком, может вернуть ребенка из “облаков” в учебное пространство.
Таким образом, на занятии нет никаких нравоучений, ругательств, разборок. Общий процесс не нарушен, но отвлекающийся ребенок сразу понимает, что что-то не так и нужно продолжить занятие.
А еще один персонаж сюиты — черепаха. В процессе прослушивания этого отрезка музыки дети двигаются по комнате, но очень медленно. Настолько, что предлагается игра: кто последним придет к концу дистанции, тот и выиграл.
В этом упражнении дети прорабатывают самоконтроль, умение сдерживать свои эмоции.
Ведь не всегда нужно идти напролом к цели. Порой нужно уметь замедлиться, где-то сдержаться, проявить тактичность.

Какой молодец

Еще интересным моментом в воспитании ребенка и его самостоятельности играет похвала.
Занятия в младшей группе
Обычно мы как? “Какой молодец”, “Ты такая умничка у меня”, “Посмотри какая ты красавица, всё сделала” и т.д.

Это в корне неправильно. Мы нахваливаем ребенка, тем самым порождая у него желание что-то сделать и снова услышать эту похвалу.

А если ее не будет — значит не нужно и делать?

Попробуйте иначе - хвалите дело, а не ребенка.

“Вот это потрясающий порядок на столе”, “Как красиво расставлены книжки”, “Пирог просто потрясающий” и т.д.

Также и с плохой характеристикой. Ребенок не плохой и не хороший. Оценивайте само дело. И тогда он начнет радоваться процессу, а не пытаться вам угодить.
Каково это чувство, что из твоих рук получается такой потрясающий результат. Это окрыляет!
Согласитесь интересно? А это ведь только маленькая часть методики. Полный эфир с этими рекомендациями и пошаговыми инструкциями вы можете посмотреть в учебном центре на Ютубе.

Еще больше тем по воспитанию и психологии детей в нашем клубе “Воспитание искусством”.


Спасибо, что прочитали статью до конца.

Нам будет очень приятно, если вы подпишитесь на канал Я Дзен “Искусство воспитания”.

Там вас ждет еще больше интересных публикаций и эфиров.