В интернете сегодня можно найти тысячи инструкций о том, как развить самостоятельность в ребенке. Но все они дают теоретический материал, не давая при этом самого главного — практических рекомендаций.
Уникальная методика “Воспитание искусством” с первого занятия ищет подход к каждому ребенку, не вгоняя его в стандартные рамки.
Автор методики Татьяна Смирнова делится секретными разработками о том, что же такого происходит на занятиях и почему с каждым годом обучения ее выпускники удивляют своими способностями критического мышления и системой убеждений (правильно выстроенных ценностей).
Ведь именно эти качества дают основу для развития самостоятельной личности.
Разберем с вами основные моменты и примеры.
Свобода действия
Попадая на занятия “Воспитание искусством”, ребенок в новой среде и может быть стеснительным, зажатым. Это нормально.
Преподаватель предлагает ему самостоятельно выбрать свободный стульчик и поясняет, что это его дом.
Если он не захочет во время игры вставать с него, то может этого и не делать. Если не захочет отвечать на какой-то вопрос, то настаивать и принуждать его никто не будет.
Ребенку сразу дается полная свобода выбора и только, исходя из его собственной воли, он делает те или иные шаги.
Так он чувствует себя под защитой и постепенно раскрывается.
Притча “Лягушонок”
Одной из первых притч, которые разбираются на занятии с малышами, является притча “Лягушонок”
Вкратце (на занятии, конечно, читают целиком и с пояснениями): лягушонок всегда с мамой, под ее защитой и заботой. Приходят другие лягушата и зовут играть. Вместе уходят. Попадают в колею на дороге. Все выбираются, кроме лягушонка. Он зовет на помощь. Никто не помогает, но бегут звать маму. На встречу трактор. И в моменте лягушонок выбирается, так как боится быть задавленным.
Прибегает мама, а лягушонок радостно ей кричит: “Я сам выбрался!”.
Эта притча разыгрывается всеми детьми по ролям и переживается ими каждый момент, каждая эмоция и деталь.
А главное — дети чувствуют, что лягушонок испытывает неподдельную радость и восторг от того, что делает что-то самостоятельно.
После изучения притчи таким образом, преподаватель задает один за другим вопросы детям, на которые они в силах ответить. И в этом рождается истина.
Например: “На кого возложил ответственность лягушонок за свое спасение?”, “О чем он думал: как спастись или кто спасет?”, “Он пользовался своими способностями?” и т.д.
Вопросов очень много.
Прибегает мама, а лягушонок радостно ей кричит: “Я сам выбрался!”.
Эта притча разыгрывается всеми детьми по ролям и переживается ими каждый момент, каждая эмоция и деталь.
А главное — дети чувствуют, что лягушонок испытывает неподдельную радость и восторг от того, что делает что-то самостоятельно.
После изучения притчи таким образом, преподаватель задает один за другим вопросы детям, на которые они в силах ответить. И в этом рождается истина.
Например: “На кого возложил ответственность лягушонок за свое спасение?”, “О чем он думал: как спастись или кто спасет?”, “Он пользовался своими способностями?” и т.д.
Вопросов очень много.
Но, приходя домой, маме важно закрепить материал. Прожить его в стенах дома. После проживания совместных эмоций внутри семьи, ребенок будет практиковаться, чтобы ощутить снова и снова эти эмоции восторга от проделанной работы своими руками.
Поиграем
Кроме притч, в процессе обучения используются игры.
Одна из них очень проста. Суть в том, чтобы разложить самое простое задание на этапы.
Ведь требовать результат от ребенка можно только тогда, когда вы научили, показали как.
Он не знает как убрать в комнате, например, потому что не знает последовательности действий, а значит не сможет это повторить самостоятельно.
Возьмите пустые карточки (листочки) и напишите на каждом действия от первого до последнего: достать веник или тряпочку, намочить тряпочку, протереть пыль на открытых поверхностях, сполоснуть тряпочку, повесить ее сушить.
Казалось бы, это элементарно, но ребенок изначально этого не знает.
Так, начиная с простых действий, с возрастом мы их усложняем. Но алгоритм ребенку будет уже понятен. И в какой-то момент он может проявить инициативу и самостоятельно найти эти этапы для достижения новой желаемой цели.
Карнавал животных
Кроме литературы, на занятиях по методике “Воспитание искусством”, используется также музыка.
Одной из первых, например, педагог предлагает послушать и разобрать “Карнавал животных” К. Сен-Санса.
В этом музыкальном произведении таится целый спектр ролей и эмоций.
Так лев, царь зверей, держит руководство над всеми животными и только одним рыком (не более) показывает, что кто-то выбился из общей стаи.
Так и на занятиях, педагог, погрозив тихонько пальчиком, может вернуть ребенка из “облаков” в учебное пространство.
Таким образом, на занятии нет никаких нравоучений, ругательств, разборок. Общий процесс не нарушен, но отвлекающийся ребенок сразу понимает, что что-то не так и нужно продолжить занятие.
А еще один персонаж сюиты — черепаха. В процессе прослушивания этого отрезка музыки дети двигаются по комнате, но очень медленно. Настолько, что предлагается игра: кто последним придет к концу дистанции, тот и выиграл.
В этом упражнении дети прорабатывают самоконтроль, умение сдерживать свои эмоции.
Ведь не всегда нужно идти напролом к цели. Порой нужно уметь замедлиться, где-то сдержаться, проявить тактичность.
Какой молодец
Еще интересным моментом в воспитании ребенка и его самостоятельности играет похвала.
Обычно мы как? “Какой молодец”, “Ты такая умничка у меня”, “Посмотри какая ты красавица, всё сделала” и т.д.
Это в корне неправильно. Мы нахваливаем ребенка, тем самым порождая у него желание что-то сделать и снова услышать эту похвалу.
А если ее не будет — значит не нужно и делать?
Попробуйте иначе - хвалите дело, а не ребенка.
“Вот это потрясающий порядок на столе”, “Как красиво расставлены книжки”, “Пирог просто потрясающий” и т.д.
Также и с плохой характеристикой. Ребенок не плохой и не хороший. Оценивайте само дело. И тогда он начнет радоваться процессу, а не пытаться вам угодить.
Это в корне неправильно. Мы нахваливаем ребенка, тем самым порождая у него желание что-то сделать и снова услышать эту похвалу.
А если ее не будет — значит не нужно и делать?
Попробуйте иначе - хвалите дело, а не ребенка.
“Вот это потрясающий порядок на столе”, “Как красиво расставлены книжки”, “Пирог просто потрясающий” и т.д.
Также и с плохой характеристикой. Ребенок не плохой и не хороший. Оценивайте само дело. И тогда он начнет радоваться процессу, а не пытаться вам угодить.
Каково это чувство, что из твоих рук получается такой потрясающий результат. Это окрыляет!
Согласитесь интересно? А это ведь только маленькая часть методики. Полный эфир с этими рекомендациями и пошаговыми инструкциями вы можете посмотреть в учебном центре на Ютубе.
Еще больше тем по воспитанию и психологии детей в нашем клубе “Воспитание искусством”.
Спасибо, что прочитали статью до конца.
Нам будет очень приятно, если вы подпишитесь на канал Я Дзен “Искусство воспитания”.
Там вас ждет еще больше интересных публикаций и эфиров.
Еще больше тем по воспитанию и психологии детей в нашем клубе “Воспитание искусством”.
Спасибо, что прочитали статью до конца.
Нам будет очень приятно, если вы подпишитесь на канал Я Дзен “Искусство воспитания”.
Там вас ждет еще больше интересных публикаций и эфиров.