Статьи

Что такое медиация и как она помогает детям в мире искусства

Вспомните свой последний поход в музей или галерею искусства. Или может вы даже были с детьми?

Что самое главное в экскурсии? Подача, экскурсовод, материал. Правильно?
А что если всё это будет интерактивно и экскурсовод будет с вами в постоянном диалоге, и будет спрашивать ваше мнение относительно экспонатов.
Интересно, правда?
А ведь такой новый музейный формат всё больше набирает обороты.
Давайте разберемся, что это такое и какие преимущества у этого формата.

Медиация это

А называется эта образовательная практика — медиация.
Суть ее в том, что поход в музей не в обычном формате лекции и просмотра экспонатов. Посетители в этом случае активно вовлечены в процесс, обмениваются мнениями и впечатлениями об увиденном.
Медиация заставляет мозг работать, поскольку человек не просто смотрит и слушает, а пропускает всё через себя и свое восприятие.
Совместное посещение Пушкинского музея
Обычно после похода в музей или галерею остаются в голове маленькие фрагменты, которые со временем и вовсе могут забыться.
При медиации люди изучают контекст, форму, цвета. Потом получают ответы на свои вопросы. Так знания после данного формата остаются дольше в голове.

Как это проходит

Медиатор (человек, который сопровождает данный процесс) не ведет лекцию в привычном режиме. Он, скорее, посредник между вами и искусством.
Он сам задает наводящие вопросы и отвечает на ваши. При этом оценок экспонатам не дает, чтобы у вас сформировалось свое мнение.
К тому же, в группе люди с разным культурным “багажом” и у каждого свое восприятие на одну и ту же картину (экспонат). Медиатору не стоит сбивать ваш настрой.

Экскурсия или медиация

Главные отличия медиации от экскурсии в следующем:
  • в обычном формате вы исследуете весь музей и бегло просматриваете экспонаты, а при медиации это 2-3 картины (экспоната), которые в центре вашего внимания и обсуждения
  • экскурсия сопровождается лекцией с использованием фактов, цифр, дат. В медиации упор делается на эмоциональное переживание, впечатления, восприятие человеком искусства.
Безусловно, формат экскурсии не утрачивает свою индивидуальность. И каждый человек подбирает себе формат по душе.
Но дети, например, очень любознательны, и молча слушать и ходить по коридорам для них скучно, они отвлекаются и требуют внимания.
Для них формат медиации предпочтительнее.

Медиация для детей

В Детской творческой мастерской мы пошли еще дальше. И создали для детей усовершенствованный формат медиации.
В чем особенность?
Сначала педагоги погружают детей в ту или иную тему. Рассказывают особенности какого-то исторического периода, что с ним было связано, сопровождают это примерами творческих экспонатов, картин, деталей быта.

Здесь создается целая программа.

Рассказ подкрепляется примерами из сказок, притч, былин.

Далее педагог включает соответствующую теме музыкальную композицию. После прослушивания обсуждает с детьми произведение, они делятся впечатлениями.

Также могут быть включены какие-то игры или сценарии для небольших театральных постановок. Роль находится для каждого. Дети вовлечены в процесс и составляют свое личное мнение, которое внимательно слушают все.

Еще одним блоком является творческая составляющая, где дети создают своими руками какой-то пример экспонатов. Это могут быть рисунки, аппликации, лепка.
В Детской мастерской на творческом занятии
Так проходят подготовительные занятия, на которых дети знакомятся не только с материалом будущей музейной экспозиции, но и усваивают правила поведения в музее. Только после подготовительных/вводных занятий дети отправляются в музей.
Они смотрят своими глазами всё то, что было изучено до этого. Пропускают через себя искусство, имея уже багаж знаний.
Здесь и начинается медиация. Дети задают вопросы, формируют свое мнение, обмениваются впечатлениями.

Успевайте

В нашем Центре мы часто проводим творческие мастер-классы и организовываем совместные экскурсии в музей с детьми. Поэтому если вы из Москвы или приезжаете в гости — приглашаем вас посетить наши творческие активности.
Каждый мастер-класс – содержит элементы методики развития личности ребенка “Воспитание искусством”. Занятия включают и творчество, и развитие «soft skills» — тренировку музыкального слуха, мелкой и крупной моторики, внимания, воображения, мышления и способности выражать свое мнение.
Совместное посещение Всероссийского музея декоративного искусства
Если вы выбираете мастер-классы с музейной программой, то только после вводного занятия на площадке дети посещают музей, где проходит интерактивное занятие — на экспозиции дети закрепят полученные знания и получат новые впечатления. Подача материала и задания адаптируются под возрастную аудиторию каждой группы.

Вы можете ознакомиться с отзывами по прошедшим мастер-классам или приобрести билет на ближайшее занятие.

Было полезно? Загляните на наш канал ЯДзен “Искусство воспитания”, там еще больше интересного про воспитание и развитие детей.