Статьи

Как подготовить ребенка к конкурсу

Неотъемлемой частью игры на фортепиано для каждого музыканта является участие в различных конкурсах и фестивалях.
Однако, несмотря на всю красоту и фееричность таких мероприятий, есть и обратная сторона — волнение и подготовка участников.
Нередко именно из-за плохой моральной подготовки талантливые пианисты «сходят с дистанции».
Как же быть? Как помочь ученику в таком знаменательном событии и превратить его в увлекательное путешествие?
Об этом мы поговорили с международный педагогом Ириной Овчинниковой в эфире клуба «Свободное фортепиано».

Главные правила

Она поделилась опытом своего преподавания и дала несколько ценных советов, которыми пользуется сама уже несколько лет:
  1. Педагог должен сам развиваться и постоянно учить что-то новое. Если педагог готовит учеников на современные конкурсы, то он и сам не должен отставать. Ему желательно оттачивать свое мастерство и делиться им со своими учениками.
Неотъемлемой частью игры на фортепиано для каждого музыканта является участие в различных конкурсах и фестивалях.-2
2. Репертуар должен тщательно подготавливаться. Он должен быть достаточно объемным и, главное, разнообразным. Ведь произведения на конкурс не учатся отдельно. Это то, что ученики обычно проходят в течение года и самое удачное отбирается на конкурсную основу.
К тому же, необходимо остановить свой выбор на тех позициях, которые звучат наиболее удачно в исполнении конкретного ученика.
Неотъемлемой частью игры на фортепиано для каждого музыканта является участие в различных конкурсах и фестивалях.-3
И еще нужно быть готовым к разным вариациям одного и того же произведения на случай разного звучания на сторонней площадке.
3. Педагог должен профессионально и ответственно подходить к каждому конкурсному старту, особенно за пределами области, страны.
Изучить условия конкурса, системы оценки, чтобы подсказать и подготовить ученика к тем или иным реакциям жюри.
Если в процессе оценивания у педагога возникают вопросы — он вправе их задать организаторам, чтобы не осталось сомнений и для ясности на будущее.
4. Ребенку необходимо развитие в различных направлениях и жанрах музыкальных произведений, чтобы более выигрышно смотреться на фоне конкурентов.
Ирина Овчинникова рассказала свой лайфхак для подготовки в момент конкурса — играть первым этюд. Он должен быть идеально отрепетирован. И если на «разогрев» по каким-то причинам нет времени, то в период его звучания, музыкант как раз и подготовит руки, приноровится к педали и услышит как извлекается звук на чужом инструменте.
5. При подготовке к важному конкурсу (международному, например, или всероссийскому) важно обкатать номера заранее, на более мелких сценах.
Это позволит услышать шероховатости и исправить ошибки. А также даст музыканту большей уверенности.
6. Самый очевидный, но немаловажный пункт — программа должна быть хорошо отрепетирована.
На конкурсах ребенку нужно будет и так адаптироваться к ряду нюансов: звук (как слышно, акустика), другой город, зал, чужой инструмент (педаль). Поэтому в репертуаре он точно должен быть уверен.

А кто идет на конкурс

Педагоги методики «Свободное фортепиано», как и сама Ирина Овчинникова, склоняются к мнению о том, что в конкурсе должны участвовать максимально все желающие дети.
Неотъемлемой частью игры на фортепиано для каждого музыканта является участие в различных конкурсах и фестивалях.-5
Конечно, репертуар подбирается согласно уровню освоения инструмента.
Но главное, чтобы:
  • Были задатки таланта
  • Ребенку нравилось играть на фортепиано
  • Ученик стремился каждый раз к лучшему результату
  • Радовался, приходя на занятия.
К тому же конкурс — это не только соревнование. Это:
  • Общение
  • Обмен опытом
  • Возможность найти своего слушателя
  • Возможность побывать в других городах (странах).

Боязнь — не проблема

Но если препятствием к выступлению является страх ребенка перед сценой. Или он просто по каким-то причинам отказывается выступать. Попробуйте действовать мягко и ненавязчиво.
Неотъемлемой частью игры на фортепиано для каждого музыканта является участие в различных конкурсах и фестивалях.-6
Можно устроить концерт «для своих». Пригласить бабушек и дедушек или придумать еще какой-то вариант, где ребенок почувствует «в своей тарелке», раскрепостится и ощутит эйфорию от выступления.
Такой случай был у самой Ирины с ее ученицей, которая отказывалась выступать, боялась. И вот сделали концерт для родственников. Ребенок настолько расслабился в кругу близких, что выступила спокойно, получила аплодисменты, цветы — все, как на настоящем конкурсе. И уже в следующий раз сама попросилась участвовать.

Перед конкурсом

Есть моменты, которые также нельзя упустить перед самим выступлением:
  • Сделать обкатку репертуара (семейные концерты, школы, детские сады, дома престарелых и т.д.)
  • Подготовить разные вариации (в зависимости от характера конкурса). Это поможет адаптироваться в ситуации, когда условия будут отличаться от «домашних».
Недели за 2 при возможности играть на разных видах инструмента (чтобы максимально подготовиться к техническим особенностям).
Неотъемлемой частью игры на фортепиано для каждого музыканта является участие в различных конкурсах и фестивалях.-7
Какой бы ни был конкурс или концерт, ребенок будет волноваться и это нормально.
Педагог тоже волнуется, где-то даже больше ученика. Но практика и талант обязательно сделают свое дело. Главное, чтобы конкурс приносил удовольствие и был частью всего обучения, а не отдельной целью.
В полном объеме эфир на эту тему и многие другие можно посмотреть в клубе “Свободное фортепиано”.
Это уникальное коммьюнити педагогов фортепиано, где они делятся своим опытом, проводят эфиры и интересные беседы на различные темы.
Вы тоже можете присоединиться и обсуждать интересующие вопросы с коллегами, участвовать в онлайн-конференциях, получать полезные материалы.
Вступить в клуб “Свободное фортепиано” можно по ссылке