Неотъемлемой частью игры на фортепиано для каждого музыканта является участие в различных конкурсах и фестивалях.
Однако, несмотря на всю красоту и фееричность таких мероприятий, есть и обратная сторона — волнение и подготовка участников.
Нередко именно из-за плохой моральной подготовки талантливые пианисты «сходят с дистанции».
Как же быть? Как помочь ученику в таком знаменательном событии и превратить его в увлекательное путешествие?
Об этом мы поговорили с международный педагогом Ириной Овчинниковой в эфире клуба «Свободное фортепиано».
Главные правила
Она поделилась опытом своего преподавания и дала несколько ценных советов, которыми пользуется сама уже несколько лет:
- Педагог должен сам развиваться и постоянно учить что-то новое. Если педагог готовит учеников на современные конкурсы, то он и сам не должен отставать. Ему желательно оттачивать свое мастерство и делиться им со своими учениками.

2. Репертуар должен тщательно подготавливаться. Он должен быть достаточно объемным и, главное, разнообразным. Ведь произведения на конкурс не учатся отдельно. Это то, что ученики обычно проходят в течение года и самое удачное отбирается на конкурсную основу.
К тому же, необходимо остановить свой выбор на тех позициях, которые звучат наиболее удачно в исполнении конкретного ученика.

И еще нужно быть готовым к разным вариациям одного и того же произведения на случай разного звучания на сторонней площадке.
3. Педагог должен профессионально и ответственно подходить к каждому конкурсному старту, особенно за пределами области, страны.
Изучить условия конкурса, системы оценки, чтобы подсказать и подготовить ученика к тем или иным реакциям жюри.
Если в процессе оценивания у педагога возникают вопросы — он вправе их задать организаторам, чтобы не осталось сомнений и для ясности на будущее.
4. Ребенку необходимо развитие в различных направлениях и жанрах музыкальных произведений, чтобы более выигрышно смотреться на фоне конкурентов.


Ирина Овчинникова рассказала свой лайфхак для подготовки в момент конкурса — играть первым этюд. Он должен быть идеально отрепетирован. И если на «разогрев» по каким-то причинам нет времени, то в период его звучания, музыкант как раз и подготовит руки, приноровится к педали и услышит как извлекается звук на чужом инструменте.
5. При подготовке к важному конкурсу (международному, например, или всероссийскому) важно обкатать номера заранее, на более мелких сценах.
Это позволит услышать шероховатости и исправить ошибки. А также даст музыканту большей уверенности.
6. Самый очевидный, но немаловажный пункт — программа должна быть хорошо отрепетирована.
На конкурсах ребенку нужно будет и так адаптироваться к ряду нюансов: звук (как слышно, акустика), другой город, зал, чужой инструмент (педаль). Поэтому в репертуаре он точно должен быть уверен.
А кто идет на конкурс
Педагоги методики «Свободное фортепиано», как и сама Ирина Овчинникова, склоняются к мнению о том, что в конкурсе должны участвовать максимально все желающие дети.

Конечно, репертуар подбирается согласно уровню освоения инструмента.
Но главное, чтобы:
- Были задатки таланта
- Ребенку нравилось играть на фортепиано
- Ученик стремился каждый раз к лучшему результату
- Радовался, приходя на занятия.
К тому же конкурс — это не только соревнование. Это:
- Общение
- Обмен опытом
- Возможность найти своего слушателя
- Возможность побывать в других городах (странах).
Боязнь — не проблема
Но если препятствием к выступлению является страх ребенка перед сценой. Или он просто по каким-то причинам отказывается выступать. Попробуйте действовать мягко и ненавязчиво.

Можно устроить концерт «для своих». Пригласить бабушек и дедушек или придумать еще какой-то вариант, где ребенок почувствует «в своей тарелке», раскрепостится и ощутит эйфорию от выступления.
Такой случай был у самой Ирины с ее ученицей, которая отказывалась выступать, боялась. И вот сделали концерт для родственников. Ребенок настолько расслабился в кругу близких, что выступила спокойно, получила аплодисменты, цветы — все, как на настоящем конкурсе. И уже в следующий раз сама попросилась участвовать.
Перед конкурсом
Есть моменты, которые также нельзя упустить перед самим выступлением:
- Сделать обкатку репертуара (семейные концерты, школы, детские сады, дома престарелых и т.д.)
- Подготовить разные вариации (в зависимости от характера конкурса). Это поможет адаптироваться в ситуации, когда условия будут отличаться от «домашних».
Недели за 2 при возможности играть на разных видах инструмента (чтобы максимально подготовиться к техническим особенностям).

Какой бы ни был конкурс или концерт, ребенок будет волноваться и это нормально.
Педагог тоже волнуется, где-то даже больше ученика. Но практика и талант обязательно сделают свое дело. Главное, чтобы конкурс приносил удовольствие и был частью всего обучения, а не отдельной целью.
В полном объеме эфир на эту тему и многие другие можно посмотреть в клубе “Свободное фортепиано”.
Это уникальное коммьюнити педагогов фортепиано, где они делятся своим опытом, проводят эфиры и интересные беседы на различные темы.
Вы тоже можете присоединиться и обсуждать интересующие вопросы с коллегами, участвовать в онлайн-конференциях, получать полезные материалы.
Вступить в клуб “Свободное фортепиано” можно по ссылке