Не секрет, что основные личностные качества, черты характера и основы воспитания формируются у детей в раннем возрасте.
Но какие из них определяют дальнейшее качество жизни?
Но какие из них определяют дальнейшее качество жизни?
В этом разбирались с ведущим педагогом “Воспитания искусством” Ириной Коваленко.
В одном из эфиров нашего клуба “Воспитание искусством” она поделилась секретами — как на занятиях дети развивают взрослые качества для правильного развития в будущем.
Осознанность как основа личности
В человеке переплетены разные качества. Но самые определяющие, с каких начинается становление личности, это:
- осознанность
- жизнестойкость
- пластичность/гибкость
- волевые качества.
Осознанность — это умение выйти из “автопилота” и сфокусироваться в моменте, в какой-то определенной точке.
Формирование этого качества помогает детям в будущем в сложных жизненных ситуациях, когда нужно сделать выбор, принять важное решение.
Сюда же относится и умение преодолевать свои страхи, т.е. выйти из ступора, перевести свое внимание на что-то другое.
С детьми, например, это способность перебороть страхи темноты, одиночества, страх ехать в лифте и т.д.
На занятиях при разговоре об этих страхах, ребенок зажимается, замыкается в себе. Здесь важно не застрять в этом состоянии, перевести род деятельности — попрыгать, подвигаться, например.
Сюда же относится и умение преодолевать свои страхи, т.е. выйти из ступора, перевести свое внимание на что-то другое.
С детьми, например, это способность перебороть страхи темноты, одиночества, страх ехать в лифте и т.д.
На занятиях при разговоре об этих страхах, ребенок зажимается, замыкается в себе. Здесь важно не застрять в этом состоянии, перевести род деятельности — попрыгать, подвигаться, например.
Эти моменты прорабатываются на занятиях “Воспитание искусством” при помощи сказок, притч, песен. Ведь все наши страхи и непонятные ситуации там описаны.
И, проживая с детьми эти сценки, они начинают размышлять: как бы поступила Золушка (уехать на бал или остаться дома в страхе), Дюймовочке пойти в новую жизнь с кротом или остаться, Лягушонку из притчи сидеть ждать помощи (погибать) или проявить стойкость и, вопреки своим страхам, спасти себя самому и др.
Из чего состоит воля
Любое решение человеку дается не просто так. Особенно маленькому ребенку. Но, научившись в детстве, потом ему легче адаптироваться во взрослом мире.
Если для принятия какого-то решения недостаточно мотивации, то нужно уметь “включать” волю, преодолевать преграды (страх, лень).
А что значит “включить волю”?
Это значит воспитывать и развивать такие составляющие, как:
1. Автономность воли — способность пойти против встроенных инстинктов (например, страха). Это умение найти волю и отстоять свое мнение, которое может отличаться от большинства, от группы, от авторитета (который подавляет).
Такое возможно, если ребенок в контакте с собой и несет это через всю жизнь.
2. Целеустремленность — способность к ежедневной и нужной самодисциплине. Очень важное качество, особенно, в моменты “когда ничего не хочется”. Здесь помогает способность быстро восстанавливаться, “сесть на весла” и грести в правильном направлении, к цели.
У детей, например, может быть ситуация, что энергии очень много, и они не знают куда ее применить, как правильно распорядиться.
Это значит воспитывать и развивать такие составляющие, как:
1. Автономность воли — способность пойти против встроенных инстинктов (например, страха). Это умение найти волю и отстоять свое мнение, которое может отличаться от большинства, от группы, от авторитета (который подавляет).
Такое возможно, если ребенок в контакте с собой и несет это через всю жизнь.
2. Целеустремленность — способность к ежедневной и нужной самодисциплине. Очень важное качество, особенно, в моменты “когда ничего не хочется”. Здесь помогает способность быстро восстанавливаться, “сесть на весла” и грести в правильном направлении, к цели.
У детей, например, может быть ситуация, что энергии очень много, и они не знают куда ее применить, как правильно распорядиться.
На занятиях педагоги учат концентрироваться, фокусировать свое внимание и направлять энергию в нужное русло: в творчество, в умственную деятельность.
Например, сказать ребенку “Какая у тебя интересная мысль! А расскажи поподробнее, что ты думаешь!” И вот он уже сидит и внимательно смотрит, с большим желанием поведать свое мнение, ведь оно кому-то важно.
Например, сказать ребенку “Какая у тебя интересная мысль! А расскажи поподробнее, что ты думаешь!” И вот он уже сидит и внимательно смотрит, с большим желанием поведать свое мнение, ведь оно кому-то важно.
Большая задача педагогов — сделать сложное интересным. Направить энергию в мыслительный процесс.
Этим и занимаются педагоги “Воспитание искусством” на своих занятиях.
3. Решительность — умение сделать выбор и нести за него ответственность.
Обладатели такого качества отличаются своей осознанностью, выверенными действиями, адекватным поведением.
А закладывается это в детстве.
3. Решительность — умение сделать выбор и нести за него ответственность.
Обладатели такого качества отличаются своей осознанностью, выверенными действиями, адекватным поведением.
А закладывается это в детстве.
В каждой сказке и былине герои сталкиваются с выбором. По сути, от него и зависит исход сюжета. Об этом рассказывают педагоги и помогают ребятам порассуждать, и прийти к правильному выводу.
4. Самообладание и выдержка — способность преобразовать свои эмоции в определенный момент. Где-то даже подавить, если требуется.
Эта способность помогает быть самому в центре эмоции и, одновременно, осознать ее и посмотреть на себя со стороны (оценить).
На занятиях “Воспитание искусством” предлагаются такие упражнения, где дети выражают словами какую-то эмоцию. Остальные слушают.
А потом педагог спрашивает: “Как думаешь, получилось передать? Ты сам себе поверил?”.
Допустим — нет. Тогда пробуют еще раз. Или на помощь в оценке могут прийти другие дети.
4. Самообладание и выдержка — способность преобразовать свои эмоции в определенный момент. Где-то даже подавить, если требуется.
Эта способность помогает быть самому в центре эмоции и, одновременно, осознать ее и посмотреть на себя со стороны (оценить).
На занятиях “Воспитание искусством” предлагаются такие упражнения, где дети выражают словами какую-то эмоцию. Остальные слушают.
А потом педагог спрашивает: “Как думаешь, получилось передать? Ты сам себе поверил?”.
Допустим — нет. Тогда пробуют еще раз. Или на помощь в оценке могут прийти другие дети.
Впоследствии, это помогает настолько тонко чувствовать себя в какой-то ситуации, что уже, будучи взрослым, человек сможет контролировать свои эмоции, правильно выражать их, оценивать ситуацию.
5. Терпение — тесно связано с предыдущим качеством. Обладая выдержкой, ребенок способен и потерпеть.
Но этому также надо научиться, потому что дети, по своей природе, нетерпеливы.
А некоторые не могут подождать даже пары минут, чтобы очередь что-то сказать дошла и до него. При этом чтоб еще и мысль не потерять.
В будущем терпение помогает не бросать дела на полпути и доводить их до конца.
Всё должно быть в системе
Все эти качества тесно связаны друг с другом. И необходимо работать комплексно.
Тренировка осознанности связана с вниманием.
Если есть дефицит внимания, значит страдает сконцентрированность и осознанность на минимуме.
Включается “автопилот”, когда человек все делает на автомате и не понимает где он и зачем это всё нужно.
Так, на занятиях “Воспитание искусством” для тренировки внимания педагоги чередуют виды деятельности: могут побегать, например, или потанцевать, разыграть какую-то сценку, а потом дети садятся на стульчики, и начинается беседа.
Дети меньше устают, а педагогу удается держать внимание непосед.
Как всё переплетено, правда?
Это лишь малая часть того, что рассказала Ирина Коваленко в своем эфире, который вы можете посмотреть, посетив наш клуб “Воспитание искусством”.
А если вы хотите всё это попробовать на практике и получить максимум информации о развитии дошкольников, то приходите на наш бесплатный мини-курс “Как воспитывать искусством”.
Узнайте, как освоить новую методику воспитания детей и стать педагогом нового уровня.
Дети меньше устают, а педагогу удается держать внимание непосед.
Как всё переплетено, правда?
Это лишь малая часть того, что рассказала Ирина Коваленко в своем эфире, который вы можете посмотреть, посетив наш клуб “Воспитание искусством”.
А если вы хотите всё это попробовать на практике и получить максимум информации о развитии дошкольников, то приходите на наш бесплатный мини-курс “Как воспитывать искусством”.
Узнайте, как освоить новую методику воспитания детей и стать педагогом нового уровня.