Статьи

Чему нужно научить ребёнка до школы

Многие считают, что сознательное развитие интеллекта ребёнка происходит после семи лет. И, когда заходит разговор о том, что малышу с детства надо многое объяснять, они возражают: «Ребёнок маленький – не стоит загружать его серьёзными проблемами. Он вырастет, тогда и поймёт. Жизнь покажет свои когти, зачем раньше времени запугивать». Но родители глубоко заблуждаются.

Однажды на лекции у Антона Семёновича Макаренко спросили: «С какого возраста нам начинать воспитывать ребёнка? Что Вы посоветуете?»

- Сколько ему? – спросил педагог.

- 6 месяцев.

- Вы опоздали на 6 месяцев.

Каждый месяц первых лет жизни малыша очень важен. В это время он большую часть времени находится с мамой. И от неё зависит, научится ли вовремя ребенок преодолевать свои капризы, узнает ли слова «надо» и «нельзя», «да» и «нет». Часто даже взрослые не умеют отказывать. Бывает, мы хотим сказать «нет», но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. У детей же умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления и уважительного отношения к его мнению.

В 5-6 лет ребенок уже должен научиться понимать себя и людей. Как разговаривать с ними, находить общий язык. Ему уже нужно понимать, что люди бывают разные, потому что впереди – школа, социализация.

Важно до школы научить ребенка общаться с другими детьми, защищать себя, свои желания и интересы. Помогите ребенку ощутить свои и чужие границы. У него должны быть его вещи, которые никто не имеет права брать без разрешения. Без его разрешения!

Ребёнок должен уметь задавать вопросы, правильно их формулируя, не бояться высказывать своё мнение. Нужно обязательно ему объяснить, когда следует отвечать, а когда лучше промолчать.

До 1 класса научите ребёнка читать. Но не просто складывать буквы в слова, а читать выразительно. Только такое чтение приводит к пониманию текста, к размышлению о нем. Это колоссальный навык на всю жизнь. Такой ребёнок в будущем по всем гуманитарным предметам будет легко учиться. Он прочитает параграф, поймёт главную мысль каждого абзаца, без труда перескажет, напишет изложение.

Но, если этому не научить до школы, с возрастом это не придёт. На уроках будут чаще просить пересказывать текст.

Есть дети мыслящие, а есть пересказывающие. Одни видят событие, но не понимают, к чему это приведёт, другие видят глубину. И это касается не только школьных дисциплин.

Нужно развивать мышление, воображение, гибкость, умение самостоятельно принимать решения, оценивать свои поступки, планировать свой день.

И обязательно – развивать речь. Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к будущему обучению. От того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

Простые практические советы

  • Читайте ребёнку классику, учите выразительно читать его самого. Запишите в библиотеку, устраивайте совместные походы в книжные магазины. Заинтересуйте чтением.
  • Учите пониманию смысла текста, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы. Прочитали – не просите пересказывать. Пусть ребенок высказывает свои мысли о прочитанном. Спросите, что он думает по тому или иному поводу.
  • Читайте и обсуждайте народные сказки и притчи. Это не просто тексты. Они обязательно чему-то учат. В них заложен глубокий смысл, какой-то урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём. Притча – это материал, из которого берётся основная мысль, которую мы хотим донести детям. По ходу её обсуждения появляется много вопросов, ответы на них и помогают ребёнку понять жизнь.
  • Играйте в слова, пополняйте словарный запас, рассказывайте друг другу истории.
  • Помните – даже обыкновенное общение, разговор о происходящем вокруг – отличный инструментом для развития.
  • Поддерживайте ребенка в его интересах, формируйте уверенность в себе и в своих силах.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать». Антуан де Сент-Экзюпери.