Статьи

Как методика “Воспитание искусством” дает опору в развитии детей

Есть разнообразные программы и методики по развитию детей разных возрастов. Методика “Воспитание искусством” богата своими подходами, идеями, авторскими разработками.
Попробуем разобраться в основах этой уникальной методики и увидим что составляет опору в развитии детей по мнению авторов.

Игра

В первую очередь, это игровая деятельность. На ней построена вся программа обучения, ведь дети по началу не очень долго могут концентрировать свое внимание, а игровая форма облегчает занятие и помогает детям вовлечься в процесс.
Методика дает огромное количество игр и сюжетов, что позволяет родителям разнообразить свое общение с ребенком и выйти за рамки стандартных вопросов: «Как дела? Как поел вкусно/невкусно? В детский сад сходил?»
В процессе обучения дети приобретают важный навык – «находить, во что играть». Например, дома. Дети в современном мире чаще всего обращаются к гаджетам, которые дают готовый ответ. Это мешает развитию воображения. А вот если ребенок много читает, то в голове рождаются сюжеты и построить коммуникацию проще, найти какое-то неординарное решение или игру.
Дома на те сюжеты, которые проходят на занятиях, педагоги предлагают играть с детьми самостоятельно. Не всегда родителям просто организовать эту свободную игру. Они могут быть заняты какими-то вещами, хозяйством или работой параллельно с детьми.
Но время, которое родитель может посвятить ребенку, поиграв с ним, бесценно, оно закладывает огромную основу взаимоотношений с родителем и позволяет многое понять про ребенка.
Игра помогает проиграть то, что в жизни еще не было, но будет, и закрепиться каким-то важным навыком.

Движение — это жизнь

Дети на занятиях сфокусированы первые 20 минут, потом они начинают отвлекаться. В силу возраста, склада характера и просто неподготовленности, они не могут выдержать часовую нагрузку в плане обучения.
Но на занятиях “Воспитание искусством” с каждым годом обучения дети становятся более выдержаны и выносливы. В процессе занятий происходит очень много смены деятельности, в том числе двигательной.

Так, мы плавно подошли ко второй опоре в процессе обучения по данной методике — это двигательная активность.
Ее условно можно поделить на несколько групп:
  1. фиксированные движения: это тип двигательной активности, который направлен на запоминание, повторение, но является не основным, а проходящим в воспитании искусством;
  2. свободный танец: когда просто включают музыку и дети танцуют как им хочется. Это оказывает очень хорошее воздействие на здоровье человека, снимает зажимы, которые возникают в случае стрессов или неудобной позы;
  3. тренинг (замедление/ ускорение/ произвольное внимание/ рождение/ прорыв/ смелость): например, важно тренировать замедление, потому что в детском возрасте ребенку тяжело остановиться, замедлиться. А это прекрасный навык, который потом в школе хорошо помогает, является опорой в развитии ребенка.
  4. образное проигрывание: когда “надевается” маска другого персонажа и проживаются его чувства, эмоции. Это позволяет ребенку чувствовать себя разным. Такие упражнения позволят робкому ребенку раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Специально это сделать сложно. А вот в игре и под музыку проще.

В ресурсе

Помимо разных видов деятельности, методика рассказывает нам о ресурсах, которые создают фундамент для развития человека.
Они могут быть как внешние, так и внутренние.
К внешним (невосполнимым) ресурсам можно отнести:
  • Ощущения: зрение, вкус, осязание, слух, обоняние. В самом начале, на первых занятиях, проводятся такие тренинги, когда ребенку как-будто бы включают его вкусы: горькие, сладкие, какие-то оттенки. И целая неделя тратится на то, чтобы ребенок дома поэкспериментировал и понял, как это интересно ощущать разные вкусы.
Конечно, ребенок и до этого всё это ощущал, но когда это выходит на осознанный уровень, то является опорой и ресурсом для развития.
Также и с осязанием — как потрогать, какое на ощупь: шершавое, гладкое, холодное, приятное, скользкое. Это касается и разных запахов.
  • Погружение в процесс — получение удовольствия от занятия. Погружаясь в сказку, дети проигрывают ее. Для ребёнка важным становится не только результат, но и сам процесс, которым он занимается.
Педагоги рассказывают как важно остановиться и именно увидеть, ощутить жизнь. Например, деревце на улице или жучка, или облачко на небе. В этом какая-то своя изюминка.
  • Время: ожидание приятных моментов, важность качественного проведения. На занятиях педагоги разбирают с детьми в сказках и притчах такие отсылки ко времени и важности его оценки.
Мы проговариваем, что время — это невосполнимый ресурс. Можно лежать мультики смотреть, а можно пойти заняться полезным делом.
  • Бережное отношение к окружающему миру, любование природой.
Здесь невосполнимый ресурс — это наш окружающий мир, природа. На занятиях этому посвящаются разговоры, разборы музыкальных произведений, театральные постановки.
Природа — это дар, который нужно охранять, оберегать. И передавать эту основу воспитания детям.
  • Бережное отношение друг к другу. Данный ресурс помогает выстраивать отношения между детьми, между преподавателями и детьми. Это то, как мы разрешаем возможные конфликты во время занятия и стараемся относиться бережнее друг к другу.
  • Эмоциональная музыка и поэзия позволяет переключаться на ресурсные состояния, разные эмоции. И это тоже является хорошей опорой для развития, когда дети могут переключить себя на какую-то радость или отстраниться от негатива.
  • Игра дома — совместное чтение/ просмотр фильмов, мультфильмов/ создание нового.
  • Всё, что дети делают на занятиях, важно подкреплять и домашними моментами. Это могут быть совместные дела, чтение по ролям и по очереди, просмотр фильмов, мультфильмов с обсуждением, с задаванием вопросов.

Внутренние ресурсы для ребенка таковы:

  • Опора на семью. Без нее человек одинок и не может трудиться плодотворно. Конечно, проще отмахнуться и думать, что ребенок справится сам, мол “уже взрослый”.

Но это неправильно. Будь ему 3 или 13, он нуждается в вашем внимании. И если родители его дарят в избытке, то потом они увидят результат своих трудов. Ребенок вырастает осознанным, самостоятельным, с волевыми качествами.
  • Взаимоотношения с окружающими. Здесь много направлено тренингов именно на социализацию, на то, как себя вести в незнакомом месте, с друзьями, с родителями, как выстраивать эти взаимоотношения.
  • Волевые качества/ самовоспитание.
Безусловно, внутренним ресурсом является развитие волевых качеств и самовоспитание. На это направлена вся система обучения в целом. На то, чтобы ребенок осознал самостоятельно, а не делал что-то по наводке.
Важно, чтобы ребенок осознавал зону своей ответственности и отвечал за свои поступки.
  • Интерес к делу. Внутренним ресурсом является интерес к любому делу, которым занимаешься. Когда у детей горят глаза, то дело идет и спорится маленькими шагами. Иначе это просто принуждение.
  • Ощущение счастья здесь и сейчас.
Это означает научиться в конкретном моменте получать удовольствие от процесса, не откладывать это на потом, которое никогда не наступит.

Интеллект во главе угла

Безусловно, все вышеперечисленные аспекты питают ребенка изнутри и снаружи. И на занятиях педагоги стараются это всё развить и направить в нужное русло. Прежде всего, для развития интеллекта ребенка.
Что же мы подразумеваем под развитием интеллекта.

  1. Развитие речи: любую тему можно развить и углубить. Появляется привычка высказываться, обсуждать, иметь собственное мнение. Это ребенку дает огромную опору в развитии, потому что в любой области он сможет потом эти навыки свои проявлять. \
  2. Развитие внимания/ памяти посредством музыки, поэзии, песен.

Если с детьми на занятиях читают какие-то произведения, то непонятные слова обязательно разбирают.

Это очень важный аспект, когда потом ребенок сам начинает читать книжку. Не просто ее прочитывает, а видит непонятные слова и спрашивает, что это такое. Сюда же относится разучивание песен и стихов, что помогает в развитии интеллекта и личности ребенка.

3. Развитие критического мышления: путем обсуждения и разбора смысла сказок, притч, мудрых высказываний.

Так, мы понимаем, что наличие особенных талантов у ребенка не так и важно (хотя они есть у всех в какой-то мере).

Необходимо увидеть в нем изюминку, стараться развить ее, заниматься с ребенком комплексно, что и делают педагоги по авторской методике “Воспитание искусством”.

Эта уникальная методика дает стартовую площадку ребенку, в которой он может дальше заниматься любимым делом, которое выберет сам.

Вам могут быть интересны и другие наши статьи:

"ТОП-10 занятий для ребенка на лето. Шпаргалка для родителей"

"6 ступеней привязанности или как наполнить ребенка энергией"

"Как научить ребенка самостоятельности"
2024-06-25 17:54