Всем известно, что в подростковом периоде родители сталкиваются с целым спектром эмоций своих подрастающих детей.
Дети хотят освободиться от надзора, уйти от запретов, частенько бунтуют, сопротивляются. А родители каждый день ищут возможность как обезопасить их, предостеречь от нежелательных поступков.
Разобраться в подростковой психологии и погрузиться в мир подрастающего поколения нам помогла ведущий эксперт Международного центра музыкального образования и семейный психолог Светлана Бектимирова, которая провела эфир в клубе “Воспитание искусством” на эту тему.
Бунтарь
При взаимодействии с внешним миром у подростков формируются некие архетипы, на которые, условно, можно поделить всех детей пубертатного периода.
Один из них — это “бунтарь” и его можно охарактеризовать, как эмоциональная буря.
У этих детей, в силу гормонов, часто меняется настроение, они кричат, ни с чем не соглашаются, преобладает нежелание что-то делать и непокорность в их поведении.

Дети буквально из пустоты выстраивают бунт. В этих конфликтах они провокаторы и вызывают на такие же эмоции обратную сторону. В основном, это родители.
Поэтому в разгар конфликта взывать к совершенствованию бесполезно.
Задача родителя — успокоиться и погасить сначала конфликт, уйти от этой “бури”. А уже потом выстраивать диалог, попробовать поговорить и показать как иначе можно было выйти из этой ситуации.
Взрослый — отвечай
Если на занятия “Воспитание искусством” приходят подростки уже после наших курсов, т.е. они были здесь и в 3-4-х летнем возрасте, то с ними работать уже проще. Они знают как подавлять этот бунт, как можно переключиться от возбуждения к торможению. Этому помогают различные игры и практики.
В целом, педагоги объясняют, что если они хотят быть взрослыми и всё решать самостоятельно, то и последствия они должны также брать на себя.
Простой пример: подросток не хочет ложиться вовремя спать в рабочие дни. В 22-00, например. Хорошо. Только в этом случае пусть он сам и утром выстраивает свой день. Ставит будильник, встает по нему, готовит себе завтрак, одежду, следит за временем и отправляется в школу.
Как правило, об этом они не думают и считают это пустяком. Что такого, если мама подойдет и 10 раз разбудит.
Важно доносить это и до родителей. Чтобы они проводили такие аналогии и держали свою линию.
Конфликт интересов
Часто подростки считают, что в семье главные они. Это рождается в тех семьях, где детям угождают с самого раннего детства. И уже в подростковом возрасте они ни с кем не считаются, включая своих родителей.

Здесь важно проговаривать о своем желании, эмоциональном состоянии. Например, у меня болит голова — сделай, пожалуйста, музыку тише.
Ребенок может даже не подозревать о таких простых вещах, поскольку концентрация внимания у него только на себя.
И родителям нужно разбирать такие моменты, проговаривать, что у всех может быть по-разному: состояние, настроение, обстоятельства. Необходимо прививать уважение к ближнему, что нужно идти навстречу интересам друг друга.
Так, на занятиях “Воспитание искусством” с детьми мы разбираем сказку “Снегурочка”, слушая А.Вивальди. Там у жителей домов спрашивается — как у них дела. И оказывается, что по-разному. Мы разбираем каждый такой момент. А музыка в этом помогает.
Воин
Второй архетип — это воин (герой). Такие подростки обладают организаторскими способностями, они борются за справедливость, как им кажется. Часто они лидеры в компании, но не всегда они знают, что есть хорошо и куда они ведут за собой других.
На этот счет проводилось интересное исследование. В медицинском учреждении посадили 10 человек в очереди. Все были проинформированы о дальнейших действиях, кроме одного человека.
Пока они сидели, периодически раздавался сигнал и все вставали со стула. На третий такой сигнал невольно встает и этот не проинформированный человек, хотя он не знает зачем это.
По очереди всех вызывают в кабинет и вот он остается один. Снова сигнал, никого рядом нет, но он все равно встает. Дальше подходили люди в очередь. Он им говорил, что не знает зачем это, но так делали предшественники.
Мозг так устроен, что человек адаптируется к условиям в обществе, чтобы выжить.
Найти себя
У подростков также: они подстраиваются под ту компанию, в которую хотят войти. И здесь крайне важно объяснить им, что подстроиться не сложно, но нужно ли всегда это делать.

Наша задача — объяснить как стать лидером и при этом повести в правильном направлении. Как отстоять свои позиции, но при этом не стать изгоем и ведомым.
На занятиях “Воспитание искусством” мы проговариваем различные ситуации и объясняем как знать, что хорошо, а где вестись не надо.
Очень интересная игра есть на этот счет. Называется “Стрекоза и муравьи”. Мы ее проводим даже с маленькими детьми.
Суть: из группы рандомно выбирается человек, который будет стрекозой. Остальные — муравьи. Все знают свои роли и стрекоза знает что будет происходить дальше. Она подходит к каждому и спрашивает: “может поиграем”, “может полетаем”, “может споем” и т.д.
Все говорят — НЕТ.
В конце мы спрашиваем у “Стрекозы” — как ощущения? Как правило, плохо. Такое окружающее поведение не нравится, хотя этот человек изначально знал, что будет происходить именно так.
На занятиях “Воспитание искусством” мы проговариваем различные ситуации и объясняем как знать, что хорошо, а где вестись не надо.
Очень интересная игра есть на этот счет. Называется “Стрекоза и муравьи”. Мы ее проводим даже с маленькими детьми.
Суть: из группы рандомно выбирается человек, который будет стрекозой. Остальные — муравьи. Все знают свои роли и стрекоза знает что будет происходить дальше. Она подходит к каждому и спрашивает: “может поиграем”, “может полетаем”, “может споем” и т.д.
Все говорят — НЕТ.
В конце мы спрашиваем у “Стрекозы” — как ощущения? Как правило, плохо. Такое окружающее поведение не нравится, хотя этот человек изначально знал, что будет происходить именно так.

И в этот момент мы объясняем: почему так?
Если ты остался один, ты не изгой, ты прекрасно можешь заняться сам с собой. Да, в обществе хорошо. Но ты — самодостаточный человек, который богат изнутри.
Если ты остался один, ты не изгой, ты прекрасно можешь заняться сам с собой. Да, в обществе хорошо. Но ты — самодостаточный человек, который богат изнутри.
Твое счастье не зависит от того, что его тебе кто-то дал.
Повторимся, что если группа подростков на занятии собрана из детей, которые занимаются в школе “Воспитание искусством” с раннего детства — такие игры проходят легко и мы только закрепляем ощущения, они спокойно уже относятся к отказам.
Важно рассказывать подросткам, что если произошло какое-то действие (тебя бросили, обидели, плохая ситуация в школе, подрался с друзьями и т.д.), то не нужно бежать от этих эмоций. Нужно научиться с ними жить, переживать последствия и складывать это как опыт.
На наших занятиях мы подводим к важным вопросам:
Как найти себя и свое место?
Как любить по-другому (не эгоистично)?
Как делать акцент не только на себя?
Как различать — эта компания (это действие) важна/нужна для меня?
Как не бояться быть осмеянным, чтобы в компании вовремя сказать НЕТ?
Это и многое другое можно прослушать в полной версии эфира “Воспитание искусством” для подростков” в нашем клубе.
Там вы узнаете:
Задача педагогов — наполнить детей, чтобы они, в свою очередь, уже делились правильными эмоциями. Это и происходит на наших занятиях.
Хотите знать больше, как справляться с вашим подростком? Подпишитесь на наш канал ЯДзен, и мы поможем вам!
Важно рассказывать подросткам, что если произошло какое-то действие (тебя бросили, обидели, плохая ситуация в школе, подрался с друзьями и т.д.), то не нужно бежать от этих эмоций. Нужно научиться с ними жить, переживать последствия и складывать это как опыт.
На наших занятиях мы подводим к важным вопросам:
Как найти себя и свое место?
Как любить по-другому (не эгоистично)?
Как делать акцент не только на себя?
Как различать — эта компания (это действие) важна/нужна для меня?
Как не бояться быть осмеянным, чтобы в компании вовремя сказать НЕТ?
Это и многое другое можно прослушать в полной версии эфира “Воспитание искусством” для подростков” в нашем клубе.
Там вы узнаете:
- еще о двух архетипах подростков
- какие произведения мы разбираем для достижения результата
- как выбираем подход к каждому
- как сделать так, чтобы подросток раскрылся
- почему подростки приходят с удовольствием на наши занятия
- что делать, если вы только узнали о нас и время немного упущено.
Задача педагогов — наполнить детей, чтобы они, в свою очередь, уже делились правильными эмоциями. Это и происходит на наших занятиях.
Хотите знать больше, как справляться с вашим подростком? Подпишитесь на наш канал ЯДзен, и мы поможем вам!