Распространенная ситуация: несколько лет обучаешься в школе по классу фортепиано, исправно ходишь, музицируешь, учишь, сдаешь экзамен, выдыхаешь и закрываешь этот раздел своей жизни.
А на просьбу гостей сыграть начинаешь смущаться, ссылаясь на неисправность инструмента или плохое настроение.
Почему так получается и как этого избежать рассказала нам автор методики “Свободное фортепиано”Татьяна Ивановна Смирнова в недавнем эфире.
2 главных качества
В стандартной музыкальной школе обучение построено таким образом, что ученик ходит на разные дисциплины, чтобы освоить все аспекты музыкального образования: сольфеджио, хор, литература, чтение с листа, слушание музыки.
И в момент заучивания пьесы перед учеником ноты на несколько листов, он смотрит на них, потом нажимает клавиши на фортепиано и так до бесконечности.
В этом случае работает больше зрительные и механические качества — “увидел-нажал”.
В итоге он с большими усилиями выучивает эту пьесу, играет ее и через месяц забывает. А о других подборах на слух или импровизации речь вообще не идет.
На самом деле, для достижения наилучшего результата необходимо развивать 2 главных качества: слух и память.
Именно они позволяют запоминать и воспроизводить пьесу на слух, а память сохраняет эту изученную гармонию в голове надолго.
Этого можно добиться, используя эмоционально-образное обучение в виде игры.
Она отличается от традиционной и позволяет ученикам добиваться таких результатов, о которых они даже не мечтали.
Выпускники методики делятся со своими педагогами новыми аранжировками и говорят: “Мы не знали, что мы так можем! Послушайте, что я сочинил в этот раз!”
Т. И. Смирнова разработала более 20 нотных тетрадей “Allegro”, по которым ученики шаг за шагом идут к свободному владению инструментом.
1. Например, берется пьеса (сначала самая легкая, потом на усложнение) и преподаватель разбирает с учеником ноты. Сначала они очень маленькие и запоминать много не приходится. Главное научиться строить именно графическое изображение нотного текста (схему игры).
Ведь играть графикой гораздо легче. Ученики запоминают конструкции, из которых состоит мелодия. И потом в более сложных произведениях видят их, распознают и запоминают уже не сами ноты, а ищут изученную гармонию.
Ведь гармония — это основа, которая в разных вариантах встречается во всех произведениях. Распознавая ее, играть с каждой новой пьесой легче и легче.
2. Изучив графическое изображение нот, пьесу играем по слуху. И далее можно транспонировать.
3. А следующим шагом будем моделирование. Зная гармонию (основу), не трудно повторить то же самое, но в другой тональности.
Дети запоминают, не на какой линеечке ноты написаны, а саму графику.
В таком подходе клавиатура сразу начинает звучать.
Развивается память, подбор по слуху, зарождается возможность собственной аранжировки.
Шаг за шагом
Нотные тетради, созданные специально для методики “Свободное фортепиано”, уникальны в своем роде и позволяют ученикам постепенно, шаг за шагом осваивать инструмент.
Это позволит потом свободно музицировать и не бояться, что кто-то попросит сыграть или напомнить на слух какую-то мелодию.