Родившись, ребенок еще не может обеспечивать себя сам. И поэтому родители играют главенствующую роль в его жизни.
Какие потребности важны для ребенка с малых лет и в чем сложность их удовлетворения для родителей?
Об этом был очередной разговор педагогов “Воспитания искусством” в рамках серии подкастов “Диалоги о детях”.
Доверие к миру
Чтобы мама отдавала правильную энергию ребенку для его полноценного развития, в семье, для начала, должна быть выстроена правильная иерархия.
В ней главенствующую роль играет сам родитель (например, мама), где она знает, чувствует что для нее важно, откуда брать силы, восполнять недостаток энергии.
На втором месте партнер (папа в нашем примере). Здесь важна связь двух родителей, их взаимопонимание, их общие цели и интересы, понимание что их объединяет.
И только на третьем месте дети.
Это не говорит о том, что они где-то внизу, непонятно где. Наоборот, им там комфортно. Они находятся под защитой двух самых важных людей в их жизни. И, понимая эту иерархию, дети воспринимают мир иначе, где не они центр вселенной, а семья, плод любви которой и есть этот ребенок.
Если иерархия правильная, то базовая потребность ребенка в младенчестве закрывается на отлично. И это доверие к миру.
Для малышей это доверие выражается:
Это доверие дарит спокойствие и размеренное поэтапное развитие малыша. На таком фундаменте будет строиться его рост и это то, что он понесет в мир дальше.
При правильном раскладе к году ребенок развивается активным, с интересом к жизни и окружающему. Он любознателен и легко идет на контакт.
Для малышей это доверие выражается:
- в отношении к нему мамы,
- в теплом ее контакте (не лишайте своих младенцев сладких минут рядом с собой, это очень важно)
- в умении мамы распознать состояние своего ребенка по выражению лица, плачу
- в контакте между родителями, который создает эту невидимую ауру.
Это доверие дарит спокойствие и размеренное поэтапное развитие малыша. На таком фундаменте будет строиться его рост и это то, что он понесет в мир дальше.
При правильном раскладе к году ребенок развивается активным, с интересом к жизни и окружающему. Он любознателен и легко идет на контакт.
Если не подавлять его интерес к изучению (а бывает так, что детям все запрещают: не открывай, не трогай, уйди, не бери и т.д.), при этом разумно контролируя это, впоследствии мы получаем активного любознательного ребенка, который сам стремится к обучению.
Педагог “Воспитание искусством” Вера Яшина рассказала в эфире о том, что ее дочку еще в роддоме забрали в больницу (по медицинским показаниям). И там она смогла с ней быть только до 18:00, а ночью была с медицинским персоналом.
Когда они вернулись домой, она тревожно искала маму все время. И Вера старалась перекрыть наконец эту потребность: все время была рядом, скрашивала какие-то страхи, неуверенности, дарила тепло и уют, вытирая слезки малышке.
Впоследствии все нормализовалось. Это говорит о том, что надо быть внимательнее и в младенчестве не скупиться на любовь, терпение и заботу.
Правило “РОЗА”
Ведь ребенок не плачет просто так. Это его способ:
- что-то сказать
- обратить на себя внимание
- выплеснуть эмоции.
В такие моменты важно иногда просто обнять и побыть рядом, чтобы дать понять ребенку — он под защитой.
Есть и другая сторона медали: когда родители ограждают ребенка от всего, лишь бы он никогда не плакал. Это тоже неправильно.
Адаптационные слезы — важная составляющая взросления. Заплакал — проявил эмоции.
И это хорошо. Значит через них он проживает ситуацию, адаптируется, делает выводы. А задача родителя — принять эти слезы, понять и объяснить, как надо поступить в этой ситуации. Но с любовью, а не с раздражением.
Через такие маленькие неприятности ребенок взрослеет и учиться справляться с эмоциями.
Запомните правила под названием РОЗА.
Р — ритуал. Придумайте что-то приятное в течение вашего дня, что будет повторяться каждый день. Свяжите это со сном, например. Традиция укрепит вашу связь и подарит минуты тепла.
О — объятья. Дарите их своим детям как можно чаще. Доказано учеными, что тактильная связь важна в возрасте до года, как никакая другая.
З — золотое время. Это моменты, когда вы рядом, вместе что-то делаете, играете, мастерите, готовите. Они запомнятся на всю жизнь.
А — акцент. В конце дня проговаривайте с ребенком что удивительного произошло сегодня. Спросите от чего он получил яркие эмоции, что его расстроило или порадовало.
Всё сам
К году ребенок начинает ползать, а потом и ходить. В это время максимально настроен на познание мира вокруг себя.
Позвольте ему сделать это. Но в рамках ваших правил.
Очень важно, чтобы он чувствовал свое присутствие в вашей жизни:
- загружайте вместе стиральную машину (пусть он одну вещь, а вы все остальные)
- собирайте кубики после игры (он положит одну, а две вернет, но вы быстренько сложите остальные, и все будут довольны, потому что он почувствует, что сделал это вместе с вами)
- дайте маленькую тряпочку и пусть убирается вместе с вами
- участие в кормлении (дайте вторую ложку, а сами делайте свое дело, кормите. Со временем он сам придет к тому, что ваша ложка будет не нужна. Но, естественно, проявите терпение, ведь каша будет везде).
Всё это приведет к важным качествам: самостоятельности и решительности.
Но не нужно путать это с той ситуацией, что вы делаете всё как скажет ребенок.
В этом случае нарушается иерархия, и ребенок капризничает по другим причинам.
Он все время будет пытаться вернуть свою главенствующую роль, когда всё только для него.
В этих ситуациях бывает очень сложно семьям завести еще одного или нескольких детей.
От 3 до 6: свобода в рамках границ
Преодолев 3-х летний рубеж, начинается пора познания, вопросов, инициатив.
И родители встают перед внутренним выбором: инициативность или пассивность.
Естественно, напрямую они ничего не выбирают. Но своими действиями получают один из этих двух вариантов.
Контролируя каждый шаг, не давая даже подумать, делая все за своего ребенка, проговаривая действия, родитель сам порождает в ребенке неуверенность и пассивность.
А зачем ребенку что-то делать? Всё решили за него.
Или еще хуже, когда ребенок боится что-то сделать, потому что не знает реакции, и все время ждет оценки мамы, например.
Всё это подавляет самостоятельность, которая в этом возрасте просто вырывается из детей.
Главная задача — создать свободу в рамках границ. При чем эти границы важно обсуждать совместно с детьми.
Но не надо доходить до крайности. Ребенок может выбрать: в какую игру вы будете играть, какого цвета тарелку поставить, какое варенье положить в кашу. Здесь море выбора для него.
Но хочу или не хочу идти на занятия — такого выбора быть не должно. Вы, как мама, берете ответственность за ребенка и решаете фундаментальные задачи, от которых зависит его будущее.
А какие занятия посещать — выбор каждого родителя. Главное те, где будут закладываться важнейшие качества в этом возрасте, на которых строится его дальнейшая способность учиться (после 6-ти лет) — волевые качества:
Именно на формирование этих качеств опирается методика “Воспитание искусством”.
По ней педагоги занимаются с детьми, начиная уже с 3-х летнего возраста и к 6-ти годам они уже подходят подготовленными к следующей важной ступени.
Приходите и вы. Идет набор на новый учебный год.
Больше о методике можно найти здесь.
Записать ребенка на занятие онлайн или оффлайн можно здесь.
Но хочу или не хочу идти на занятия — такого выбора быть не должно. Вы, как мама, берете ответственность за ребенка и решаете фундаментальные задачи, от которых зависит его будущее.
А какие занятия посещать — выбор каждого родителя. Главное те, где будут закладываться важнейшие качества в этом возрасте, на которых строится его дальнейшая способность учиться (после 6-ти лет) — волевые качества:
- самодисциплина
- самомотивация
- самостоятельность
- целеполагание и др.
Именно на формирование этих качеств опирается методика “Воспитание искусством”.
По ней педагоги занимаются с детьми, начиная уже с 3-х летнего возраста и к 6-ти годам они уже подходят подготовленными к следующей важной ступени.
Приходите и вы. Идет набор на новый учебный год.
Больше о методике можно найти здесь.
Записать ребенка на занятие онлайн или оффлайн можно здесь.