Статьи

Повышенная возбудимость детей: норма или отклонение

В современном мире всё чаще можно услышать термины “гиперактивность”, “гипервозбудимость” у детей.
Что это? Всемирная тенденция или значительное отклонение от нормы?
Дети по своей природе активны, стремятся постигать что-то новое, узнавать, интересоваться. Это нормально.
Но когда эти формы поведения выходят за рамки обычного — стоит задуматься.
В статье мы поведем речь о “гиперактивности” не, как о диагнозе (это уже медицинский вопрос), а как о состоянии чрезмерной возбудимости и неусидчивости, вспыльчивости, что может помешать дальнейшей учебе и концентрации внимания.

Разные виды возбудимости

В целом, различают 3 вида гиперактивности ребенка:
1. Биологическая: считывается на физическом уровне. Дети не просто активны, они чрезмерно:
  • размахивают руками
  • бегают везде и всегда (что называют “стоят на голове”)
  • раскачиваются на стуле
  • перебирают пальцами постоянно
  • прыгают (даже когда сидят).
2. Умственная: выражается в плохой концентрации, отсутствии внимания, спешке, постоянном отвлечении от процесса (учебного, например). Эти дети “хватают по верхам”, не вникая в суть.
Занятие в средней группе
3. Психолого-социальная: сильные эмоциональные реакции, перепады настроения, большая чувствительность к происходящему, неумение управлять своими эмоциями.

А в чем причина?

Безусловно, всех детей в одну кучу не нужно складывать. Элементы вышеперечисленного для детской сущности — это норма.
Однако необходимо внимательно следить за своим ребёнком, чтобы не упустить момент и не довести ситуацию до такого состояния, когда исправить всё сможет только врач. Но и это не приговор.
Повышенная активность и возбудимость возникает не просто так. У всего есть причины. Их великое множество:
  1. Прежде всего, это семья, окружение ребенка, атмосфера в доме. Как заведено в семье, так ребенок и копирует.
  2. Неподходящие формы проведения досуга: чрезмерное увлечение телефоном, компьютером, ТВ и т.д.
  3. Чрезмерная занятость родителей. Быстрый темп жизни мамы или папы (еще хуже, если обоих) приводит к предоставлению ребенка самому себе. Это ведет за собой процесс вседозволенности, бесконтрольности и, как вывод, полного непослушания.
  4. Не нужно забывать и о более ранних формах формирования детской психики — в утробе мамы.
В эти моменты важна буквально каждая мелочь: отсутствие вредных привычек, инфекционных заболеваний, травм. Важно хорошее питание мамы и минимизация стрессов.

Что делать, как помочь

Если первые “звоночки” вас настигли, не спешите расстраиваться. На ранних этапах можно попытаться скорректировать поведение в домашних условиях.
Мелкая моторика крайне важна
Главное придерживаться некоторых рекомендаций:
  • создать режим дня, где будет соблюдаться временной график и хороший сон
  • создать четкую систему правил, которая будет понятна ребенку
  • окружить ребенка заботой и спокойной обстановкой
  • если конфликт — обязательно дождаться успокоения и только потом решать проблему
  • наложить табу на физические наказания, они только сделают хуже
  • если ребенок должен выполнить поручение, то дайте ему четкие критерии выполнения и не скупитесь на похвалу, а сами будьте примером для подражания
  • хорошо, если у ребенка дома есть свой уголок, как отдельный мир, где он будет учиться создавать порядок
  • отдайте предпочтение спорту, но не командному, а в индивидуальной форме.
Кроме того, можно подобрать индивидуальную форму обучения или развития ребенка с определенными формами тренинга.
Например, в методике “Воспитание искусством” этому посвящен целый блок занятий. Они направлены на умение владеть своими эмоциями, телом, вниманием.
Есть определенные игры, которые помогают управлять эмоциями, вовремя “тормозить” или наоборот проявляться.
Таким образом, если вы начали замечать за своим ребенком нестандартное поведение, которое выходит за рамки привычного, то не торопитесь.
Успокойтесь и постарайтесь перенаправить ребенка в нужное русло.
Мастер-класс
Главное с любовью и терпением.
Ведь такое его поведение доставляет неудобства не только вам, но и самому ребенку. Он в плену своих эмоций.
Он постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое пытается сбросить путем физической активности. Он просто не знает и не может по-другому. И корректировать самостоятельно себя и свои поступки он не в состоянии.
Нужна помощь взрослого.
Но не стоит путать гиперактивность с повышенной активностью малыша, которая происходит в силу возраста и считается нормой.
А как вы справляетесь с вашим непоседой?